Непростые времена переживает рыбная отрасль Дальнего Востока. На фоне уменьшения улова, о котором говорится в недавнем отчете «О ситуации на рынке рыбы», представленном Министерства сельского хозяйства, Правительство РФ готовит законодательные инициативы, которые приведут к увеличению фискальной нагрузки для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций и рыболовецких колхозов (артелей). Из-за грядущих изменений в Налоговый кодекс в части уплаты ставки за пользование водными биоресурсами мелкие градообразующие предприятия Дальнего Востока могут лишиться своих льгот. Вдвойне туго придется перерабатывающим предприятиям, испытывающим большие трудности с сырьем, необходимым для производства продукции из рыбы и других обитателей морских глубин, отметили в Приморском региональном отделении Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
Приморское региональное отделение «Деловой России» поддерживает позицию 26-ти депутатов Госдумы, обратившихся к премьер-министру Дмитрию Медведеву с предложением о недопустимости отмены ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог) и налоговых льгот для ряда предприятий рыбной отрасли. Как и депутаты, члены «Деловой России» в Приморье считают, что увеличение фискальной нагрузки приведет к крайне негативным социальным последствиям для прибрежных регионов, вплоть до исчезновения некоторых населенных пунктов, где рыбодобыча и обработка является единственным видом занятости населения. Подобное решение, по сути, противоречит стратегии по прорывному развитию Дальнего Востока, закрепленной в федеральных законах о территориях опережающего социально-экономического развития и о Свободном порте Владивосток.
— Моя компания является резидентом Свободного порта Владивосток. Льготы, в том числе налоговые, которые дает резидентство, позволяет конкурировать с так называемыми теневыми переработчиками, — говорит член Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», генеральный директор ООО «ДВРК» Дмитрий Беляев. – Если бы льгот не было, любой теневик легко обошел бы нас на рынке, тем более что «серых» цехов, занимающихся переработкой водных биоресурсов в Приморье, очень много. Помогает нам, конечно, и членство в «Деловой России». Благодаря договорам, которые Приморское региональное отделение заключило с банками, стало возможным получать кредиты на более длительный срок и с более низкой процентной ставкой.
Тем не менее, имеется очень серьезная проблема, делающая работу добросовестных переработчиков очень трудной, отметил собеседник агентства.
— Главная проблема – сырье. Наша компания занимается переработкой кальмара. Добывают его наши дальневосточные рыболовецкие компании. Однако приобрести у них сырье для нашего производства довольно затруднительно. Иностранные компании скупают всю путину наперед. Скажем, в декабре текущего года заранее проплатят всем нашим добытчикам большие объемы, на долю российских переработчиков придутся незначительные остатки, если они, конечно, будут. Добытчикам выгодно получать аккредитацию на сбыт сырья за рубеж, потому что благодаря этому они получают необходимую им валюту. Соответственно, правила на рынке водных биоресурсов диктуют зарубежные компании, — сетует Дмитрий Николаевич.
Чем это оборачивается для конкретного приморского покупателя, хорошо видно по ценам. До последнего большого скачка доллара сушеные щупальца кальмара в крупном опте стоили 670 рублей за 1 кг, сейчас стоят 2150 рублей.
— Что делать в данной ситуации, пока неизвестно. С одной стороны добытчикам нужна не только рублевая, но и валютная выручка. С другой стороны местный переработчик не должен страдать от этого. Необходимо ввести квоты по рыбному и другому морскому сырью для российских переработчиков и сначала обеспечить российский рынок переработки, а потом то, что осталось, продавать за границу. А то, грубо говоря, сидим в Приморье на рыбе, но покупаем ее у других за бешеные деньги. Взять тот же Китай. Они перерабатывают всё на своей территории, а что осталось, продают за границу. Например, покупая наш минтай, изготавливают из него рыбные палочки для США. А что мешает переработать минтай у нас и делать то же самое, дав рабочие места жителям Приморья? Кстати, возможен вариант, когда в рамках ТОР и СПВ переработкой занимается иностранная компания, платящая налоги у нас, или совместное предприятие, или наше предприятие с зарубежными инвестициями, — резюмировал Дмитрий Беляев.
Эксперты ведущей организации российского бизнеса считают, что создание системы глубокой переработки водных биологических ресурсов на территории региона помимо создания новых рабочих мест и увеличения налоговых поступлений в бюджеты разных уровней может помочь решить еще одну немаловажную задачу – повысить узнаваемость территории и увеличить количество востребованных товаров с экспортным потенциалом, которые здесь производятся.
Как отметил председатель Приморского регионального отделения «Деловой России», общественный уполномоченный по вопросам осуществления предпринимательской деятельности на территории Свободного порта Владивосток, территориях опережающего социально-экономического развития и иных особых экономических зонах Алексей Тимченко, морепродукты пользуются традиционным высоким спросом в Азии, и перспективы их использования для экспорта в готовом виде очень большие.
– Сегодня актуальной задачей является создание узнаваемых товарных брендов, идущих на экспорт в АТР и создаваемых здесь, на Дальнем Востоке. Появление готовых морепродуктов как для внутреннего рынка, так и для экспорта в ведущие экономики Тихоокеанской Азии под условным брендом «Сделано в Приморье» или «Сделано на Дальнем Востоке России» существенно повысило бы нашу узнаваемость и инвестиционную привлекательность территории. Этим надо заниматься, — подчеркнул Алексей Тимченко.
Дата публикации: 28.11.2019
Источник: http://primamedia.ru