Припасом признают только упаковку стран ЕАЭС
Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) признала используемую рыбаками упаковку припасом судов, но только если она произведена на территории союза. Это сохранило проблему для участников рынка, которые надеялись, что решение чиновников избавит от необходимости декларировать тару. Эксперты считают, что территориальный критерий противоречит Таможенному кодексу ЕАЭС.
Спорное решение коллегии ЕЭК вступило в силу 27 января, следует из сайта ЕАЭС. Не вызывают критики три из четырех критериев, при единовременном соответствии которым упаковочные материалы и средства признаются припасом судна, а значит, не подлежат декларированию. По ним тара должна перемещаться через границу на судне ЕАЭС, использоваться в производстве рыбной продукции и соответствовать регламентам союза.
Но в итоговый документ добавился четвертый критерий: упаковка должна быть произведена в странах ЕАЭС.
На практике компании в основном получают иностранный тарный материал в районе промысла, говорит президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев. К тому же не всегда и не во всех российских морских портах имеются необходимые запасы отечественной упаковки, а суда находятся в районах промысла по несколько месяцев, добавляет президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев. В Федеральной таможенной службе подтвердили “Ъ” вступление решения в силу.
О существовании проблемы в начале декабря сообщала Ассоциация добытчиков минтая (объединяет 30 предприятий, добывающих 70% минтая). В Таможенном кодексе ЕАЭС отсутствовало прямое указание, что упаковку можно относить к судовым припасам. Источник “Ъ” тогда оценивал ежегодные потери только компаний, добывающих минтай, в 1 млрд руб. Но решение, принятое комиссией, не избавляет отрасль от проблемы, считает заместитель директора УК «Норебо» Сергей Сенников, российские производители тарного материала пока не готовы выпускать продукцию такого же качества, как иностранная.
Рыбопромышленные компании вряд ли начнут заменять упаковку, прежде всего из-за преимущества в логистике, соглашается Герман Зверев.
Спорный пункт внесли в решение по предложению Белоруссии.
В пресс-службе ЕЭК не прокомментировали ситуацию. В протоколе совещания ЕЭК утверждается, что на большинстве судах используется упаковка стран союза, а с предложением согласились из-за необходимости скорейшего решения вопроса.
Как минтай застрял в упаковке
Декларирование не приведет к росту затрат рыбопромышленников. По словам Алексея Осинцева, стоимость тары составляет не более 1–2% оптовой цены рыбной продукции, так что затраты на уплату ввозной пошлины (5%) некритичны для компаний. Но по иностранной упаковке придется вести отдельный учет на судах и на берегу и декларировать, что будет лишней работой. Процедура декларирования сейчас занимает минимум двое суток, утверждает Герман Зверев, что для крупнотоннажного флота Дальневосточного бассейна обернется в 120–130 судо-суток в год
По мнению господина Осинцева, решение комиссии противоречит положению Таможенного кодекса ЕАЭС. Согласно ему, судовыми припасами считаются все товары, включая топливо и воду, необходимые для эксплуатации судов. При этом нет никаких ограничений по месту происхождения товара. Аналогичная позиция была зафиксирована постановлением Верховного суда (ВС) России еще в 2017 году. Тогда «Роскамрыба» оспаривала отказ таможни Камчатки выпускать тароупаковочный материал, заявленный как эксплуатационные припасы. ВС пришел к выводу, что эксплуатация судна предполагает не только обеспечение ходовых качеств, но и извлечение полезных результатов из всех возможных характеристик судна, в том числе по производству рыбной и иной продукции. Глава Информационного агентства по рыболовству Александр Савельев предполагает, что компаниям вновь придется судиться с таможней.
Алексей Полухин — https://www.kommersant.ru/doc/4235872