Дальневосточные предприятия столкнулись с проблемами поставок сырья на заводы КНР
Дальневосточные рыбодобывающие предприятия столкнулись с проблемами поставок сырья на китайские рыбоперерабатывающие комбинаты. Трудности связаны с ограничениями, введенными из-за эпидемии коронавируса в КНР.
Китай остается главным экспортным рынком для российской рыбы. Туда поставляют около 70% общего объема экспорта. По данным Федеральной таможенной службы, экспорт рыбы из России в прошлом году вырос на 6,27% по сравнению с предыдущим и достиг почти 4,5 млрд долларов. В натуральном выражении произошло снижение объема российского рыбного экспорта на 3,7% – до 1,7 млн тонн. На китайские предприятия отправили почти 1,2 млн тонн морепродуктов.
В случае ограничения поставок из-за коронавируса дальневосточным рыбакам практически невозможно оперативно переориентировать значительный поток на другие рынки – они весьма сбалансированы и чутки к появлению новых участников. Кроме того, за последние 30 лет Китай сумел надежно «привязать» российских добытчиков к своим портам.
Целый ряд стран остается закрытым для российского рыбного экспорта, и завоевать эти рынки для нас непросто. Для начала необходимо откорректировать собственную законодательную базу. Например, российским рыбопромышленникам, в отличие от иностранных коллег, не разрешено координировать свою внешнеэкономическую деятельность, поскольку антимонопольное ведомство расценивает это как картельный сговор. Кроме того, потребуются годы, чтобы поэтапно охватить экологической сертификацией российские промыслы.
Помимо всего прочего, надо иметь в виду, что основную долю в общем объеме рыбного экспорта занимает мороженая рыба – более 85% от всех поставок. Иными словами, рыбу, вывезенную в тот же Китай, мы ввозим обратно в виде продукции глубокой переработки. А значит, все рабочие места и прочие блага от ее добавленной стоимости достаются не российским рыбопереработчикам, а китайским.
Эксперты уже не раз обращали внимание на то, что экспортировать нужно излишнюю продукцию и извлекать какую-либо выгоду для государства. Сейчас теряется разумный смысл экспорта, поскольку даже выручка от него не направлена на развитие отечественной экономики, а остается на счетах крупного рыбопромышленного бизнеса.
Китай ничего не потеряет из-за ограничений: поставки порядка 600 тыс. тонн минтая, а также крабов и других морепродуктов в Поднебесную настолько незначительны в общем объеме китайского импорта, что могут рассматриваться лишь как незначительная погрешность. Это примерно столько же, сколько в КНР поступает эквадорских креветок. Китай по импорту морепродуктов второй в мире после США.
По данным китайской таможенной службы, импорт морепродуктов в Китай в 2019 году вырос на 39% – до 106 млрд юаней (15,3 млрд долларов). В 2018 году рост импорта составил 44%. Это означает, что китайский импорт морепродуктов почти удвоился в стоимости за два года. Пристрастие китайцев к морепродуктам и увеличение их покупательской способности почувствовали во всем мире, особенно рыбаки и аквафермеры, производители и экспортеры креветок, крабов, омаров. Весь импорт замороженной рыбы в КНР в основном перерабатывается для реэкспорта.
Источник — https://fishretail.ru/news/koronavirus-zakril-ribodobitchikam-dfo-kitayskiy-koridor-404848