Уважаемые коллеги!
Рыбохозяйственные организации Приморского края весьма обеспокоены появившейся информацией о разработке Федеральной антимонопольной службой проекта Указа Президента Российской Федерации «О национальном плане развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы».
В соответствии с данным проектом документа применительно к рыбному хозяйству предлагается осуществить «реформирование действующего порядка предоставления прав на добычу (вылов) водных биоресурсов путем перехода от «исторического принципа» к распределению прав на добычу (вылов) водных биоресурсов на аукционах в электронной форме на электронных площадках, функционирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации о конкурентной системе в сфере закупок товаров, работы, услуг для государственных и муниципальных нужд».
Фактически, предлагается, помимо крабов, реализовывать на аукционах и другие, менее рентабельные, в том числе, рыбные объекты.
Применение к рыбным объектам принципа аукционной реализации долей крабовых квот (50 процентов от общих допустимых уловов), по мнению рыбаков, приведет к весьма негативным последствиям.
У предпринимателей, традиционно ведущих промысел, большинство из которых не сможет принять участие в аукционах, квоты на вылов, а соответственно объемы вылова и производства продукции сократятся в два раза. Это повлечет двукратное снижение доходности добывающих предприятий. При этом эксплуатационныe расходы по содержанию флота останутся на прежнем уровне.
В результате, следует ожидать резкий рост себестоимости рыбной продукции, который, буквально, может обрушить экономику ряда рыболовецких предприятий. В связи со снижением доходности предприятий следует также ожидать значительное сокращение налоговых поступлений в бюджетную систему страны.
Даже, в случае приобретения предприятиями квот на аукционах, рентабельность предприятий также снизиться, в связи с дополнительными расходами на приобретение квот. Это также повлечет сокращение налоговых поступлений.
При этом дополнительные затраты предприятий будут отнесены на себестоимость продукции. В результате при реализации этой продукции на внутреннем рынке, все аукционные затраты «лягут на плечи» конечного потребителя – население страны. На внешнем рынке, по причине более высокой себестоимости по сравнению с аналогичным товаром иностранного производства, российская рыбная продукция потеряет конкурентоспособность.
Фактически, предлагаемая Федеральной антимонопольной службой мера направленна не на развитие конкуренции на уровне производства продукции, а на конкуренцию в сфере доступности финансовых ресурсов.
Развитие финансовой конкуренции вместо производственной, по мнению рыбацкого сообщества, ошибочно, и создаст предпосылки к стагнации рыбной отрасли.
Следует отметить, что проведение в 2001-2003 годах аукционов по продаже квот, привело к историческому минимуму российского вылова в 2004 году (всего 2,9 млн. тонн).
Действительно реальной мерой по развитию конкуренции в рыбохозяйственном секторе экономики могут стать не аукционы по продаже квот, а расширение перечня объектов водных биоресурсов, в отношении которых не устанавливаются общие допустимые уловы. Принятие государственного решения о выводе из числа ОДУемых объектов минтая в Западно-Беринговоморской зоне, может реально поднять конкуренцию в рыбной отрасли и значительно увеличить российский вылов. Следует отметить, что объект находится сезонно в российской части Берингова моря и мигрирует туда в летний период на нагул из зоны США.
Положительное влияние на развитие конкуренции и рыбохозяйственного комплекса России может оказать свободный промысел в режиме освоения рекомендованного вылова, недавно открытых запасов Чукотского моря, отечественный промышленный лов которых до сих пор не освоен.
Также позитивно отразится на развитие конкуренции, возврат сельди Западно-Камчатской зоны в число объектов, для которых ОДУ не устанавливается. Следует отметить, что только свободный доступ к ресурсу и, соответственно, конкуренция на стадии свободной добычи, позволили освоить специализированный промысел этого объекта.
Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья обратилась письмами к руководителю Администрации Президента Российской Федерации А.Э. Вайно, Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину, Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации – полномочному представителю Президента Российской Федерациии в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутневу, руководителю ФАС России И.Ю. Артемьеву, руководителям профильных Комитетов Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации А.П. Майорову и А.В. Кашину, а также руководителю ВАРПЭ Г.С. Звереву с просьбой о проведении детального экономического анализа мер, предлагаемых ФАС России, а также оценки возможных рисков и негативных последствий для рыбной отрасли России.
Источник — Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья