Десятая часть российского улова и даже больше может доставляться на прилавки быстрее и по более доступной цене, полагают эксперты.
Президент России поручил Минтрансу и другим профильным структурам проработать вопрос перевозки рыбы по Северному морскому пути (СМП).
Объем доставки рыбы по Севморпути может приблизиться к 500 тысячам тонн в год, сообщили «ВиЖ» в госкорпорации «Росатом», входящей в рабочую группу по освоению перевозок по арктической артерии. Причем речь идет о переработанной рыбе, без отходов.
Лосось на атомной тяге
Перевозку по арктическим морям через льды называют альтернативой железнодорожному маршруту, по которому сегодня доставляются основные объемы рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть России. Также это альтернатива и зарубежным контейнерным линиям через Суэцкий или Панамский каналы.
«Севморпуть в первую очередь позволяет оперативно доставить свежий улов и разгрузить складские холодильники на Дальнем Востоке во время лососевой путины, которая как раз приходится на летне-осенний период. Тем более он наиболее благоприятен для прохождения по арктическим водам с точки зрения ледовой обстановки», – рассказал замруководителя Росрыболовства Петр Савчук.
СМП – кратчайший маршрут, но для его преодоления нужны специальные суда, подготовленный экипаж, серьезное сопровождение судна наземными службами на берегу и на море.
Первые шаги по освоению арктической артерии рыбаками уже сделаны: с 2011 года совершались отдельные рейсы, а в 2019 году Росрыболовство совместно с госкорпорацией «Росатом» создало специальную рабочую группу по освоению этого маршрута. Один из результатов работы – пробный рейс лихтеровоза (специализированного судна для перевозки грузов) «Севморпуть».
В августе – сентябре прошлого года атомное судно перевезло из Петропавловска-Камчатского в Санкт-Петербург 5,5 тысяч тонн мороженой рыбной продукции в рефрижераторных контейнерах и партию других грузов.
«Экспериментальный рейс подтвердил возможность регулярных рейсов по Севморпути в летне-осеннюю навигацию. Они обеспечивают безопасную и быструю (менее чем за 20 суток) доставку грузов. Все доходит в запланированные сроки», – рассказал «ВиЖ» замдиректора дирекции СМП госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко.
Для сравнения: рейс южным морским путем с Дальнего Востока до северной столицы занимает около двух месяцев. Кроме того, подтверждена возможность захода такого большого грузового судна, как лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть», в порты Петропавловска-Камчатского, Восточный (Находка) и Санкт-Петербурга.
По словам Петра Савчука, пока рассматривается организация в летне-осенний период трех рейсов лихтеровоза для доставки рыбных грузов.
Самый большой опыт перевозок рыбы по Севморпути (с 2015 года) – у компании «Доброфлот». Для этих целей были куплены три скоростных транспортных рефрижератора ледового класса. В 2019 году с Дальнего Востока в европейскую часть России ходило два судна «Доброфлота». Еще двумя рейсами на лихтеровозе в 2018 и 2019 годах перевозил рыбную продукцию крупный российских холдинг «Норебо».
«Несмотря на сложности, проект нам интересен. Летом, когда пойдет лосось, планируем опять перевозить рыбу Севморпутем», – сообщил «ВиЖ» управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов.
Цена вопроса
Стоимость перевозки рыбной продукции рыбопромышленникам по Севморпути обходится в 9–11 рублей за килограмм. В высокий сезон цена доставки железнодорожным транспортом в европейскую часть страны доходит до 15 рублей за килограмм. «При организации дальнейших рейсов по Севморпути важно обеспечить приемлемые для рыбаков расценки на перевозку и ледовую проводку, тогда этот способ доставки будет конкурентным», – пояснил Петр Савчук. Он сообщил, что в начале июня планируется провести заседание рабочей группы по СМП, где будет обсуждаться и тарифный вопрос.
По словам Александра Ефремова, повысить привлекательность Севморпути для рыбаков позволит снижение тарифов на услуги ледокольной проводки. Для проводки во льдах несколько судов объединяют в караваны. Простой караван – группа судов, которые ведет один ледокол. Сложный – группа судов, ведомых несколькими ледоколами. «Дело в том, что стоимость проводки складывается не только из параметров судна ледового класса и количества зон, но и характера груза. По действующему приказу прежней Федеральной службы по тарифам (ФСТ) рыба относится к «прочим» грузам и подпадает под тариф в 1048 рублей за тонну. Получается, что социально-значимые продукты питания перевозить дороже, чем, например, нефть или лесоматериалы», – пояснил эксперт.
Однако в Федеральной антимонопольной службе, к которой перешли полномочия ФСТ, «ВиЖ» сообщили, что тарифы на услуги ледовой проводки по Севморпути устанавливаются на предельно максимальном уровне. «ФГУП «Атомфлот» вправе давать скидки и привлекать дополнительные грузопотоки», – пояснила «ВиЖ» начальник Управления регулирования транспорта ФАС России Адиля Вяселева.
Кстати, в 2018 году «Росатом» предлагал рассмотреть возможность применения тарифа на ледокольную проводку судов, перевозящих рыбопродукцию в акватории СМП в летне-осенний период навигации, с коэффициентом 0,5, по аналогии тарификации исследовательских судов.
Груз на восток
По словам Максима Кулинко, по итогам первого рейса лихтеровоза отечественные рыбодобывающие предприятия, работающие в Дальневосточном регионе, высказали принципиальную заинтересованность в организации регулярных перевозок рыбопродукции по СМП на основе сезонной морской контейнерной линии. Однако для этого необходимо обеспечить обратную загрузку судов различными контейнеризированными грузами из европейской части России на Дальний Восток. Иначе эксплуатация линии становится экономически неэффективной, отмечают эксперты. Сейчас идет поиск вариантов обратной загрузки: планируется доставлять на Дальний Восток российские товары, необходимые для реализации арктических проектов по добыче полезных ископаемых, а также социально-экономического развития региона.
«Для обеспечения обратной загрузки судов наиболее перспективно рассматривать порты Мурманска и Архангельска. Другие регионы также подтверждают заинтересованность в импорте и экспорте грузов по Севморпути, при этом отмечают необходимость дополнительного экономического стимулирования с целью обеспечения конкурентоспособных ставок морской перевозки относительно традиционных южных морских маршрутов», – пояснил Максим Кулинко. Такая возможность сейчас прорабатывается, в том числе и по поручению Госкомиссии по развитию Арктики, которая поддержала проект.
Компания «Норебо», которая владеет «Сероглазкой» (морской терминал на Камчатке), также задумалась над организацией постоянной линии доставки рыбы по Севморпути и планирует построить на берегу Кольского залива в Мурманской области рефрижераторный терминал. «Изучаем варианты организации судоходной линии, так как лихтеровоз только один. Кроме того, для более частых маршрутов и загрузки судна в Мурманске необходимы и другие участники. Еще нужен оператор, который будет предоставлять и обслуживать рефрижераторные контейнеры», – рассказал «ВиЖ» замдиректора УК «Норебо» Сергей Сенников.
Возможно, для обеспечения максимальной загрузки в обе стороны маршрут по СМП должен быть длиннее: идти из Китая через российский Дальний Восток и Мурманск в Санкт-Петербург и обратно. «Рыба будет частью этого потока. Но главное – это регулярность и определенное расписание, чтобы оно позволило планировать график доставки», – заметил Сергей Сенников.
Будет новый порт
Кроме обеспечения обратной загрузки транспортных судов нужны холодильно-складские комплексы в морских терминалах, обратил внимание Петр Савчук.
Планируется задействовать находящийся в Петропавловске-Камчатском терминал «Сероглазка». Кроме того, подведомственный Росрыболовству ФГУП «Нацрыбресурс» проводит масштабную реконструкцию причалов морского терминала в порту Петропавловск-Камчатский для обслуживания рыбопромысловых судов. Ввод в эксплуатацию причала с глубинами до 10 метров осуществится в 2020 году. Строительство планируется с участием соинвесторов. Заложены холодильные мощности, организация контейнерной площадки и зона обработки рыбы.
«Вместе с этим Росрыболовство совместно с администрациями российских регионов прорабатывает вопрос создания рыбоперерабатывающего и логистического хаба в Архангельской и Мурманской областях», – сообщил Петр Савчук.
Источник — https://fishretail.ru/news/bistree-i-deshevle-eksperti-vig-nazvali-408948