Один из крупнейших добытчиков рыбы в стране — Русская рыбопромышленная компания (РРПК) Глеба Франка включилась в процесс реформирования отрасли. Группа предложила премьеру Михаилу Мишустину расширить механизм инвестиционных квот, провести новые аукционы на наиболее прибыльные виды ресурсов и ужесточить применение льготных налоговых режимов. В правительстве уже поручили изучить инициативы профильным министерствам и ведомствам. Эксперты уверены, что меры выгодны только самой РРПК и грозят убытками другим участникам рынка.
Предложения по реформированию рыбопромышленной отрасли РРПК направила премьеру Михаилу Мишустину в июле. Как отмечается в письме, несмотря на «оптимистичную динамику» вылова и торгового баланса, фундаментальные показатели отрасли остаются «на критически низком уровне».
Так, в добыче минтая, сельди, трески и пр. доля продуктов с низкой добавленной стоимостью достигает 80%, а удельная валовая стоимость 1 кг на 30–50% ниже, чем на аналогичных промыслах за рубежом.
Ключевой проблемой в РРПК считают изношенный и устаревший флот, чей возраст в основном превышает 30 лет. В рамках инвестквот на российских верфях размещено более 90 заказов на строительство судов, но это позволит обновить не более 40% мощностей, утверждают в РРПК. В то же время, подчеркивают там, у регулятора нет плана дальнейших преобразований, а в законодательстве нет стимулов для развития отрасли.
РРПК предлагает на 100% обеспечить мощности строящегося флота инвестквотами. Механизм гарантировал загрузку до 50% мощностей, а часть крупнейших пользователей квот Дальнего Востока («Океанрыбфлот», «Гидрострой», ПБТФ, НБАМР и др.) отказались от участия в программе, отмечается в письме. В результате, указывает РРПК, в следующие 13 лет больше половины квот будет осваиваться устаревшим флотом.
РРПК считает также целесообразным с 2034 года ограничить освоение квот в исключительной экономической зоне России судами, построенными в РФ, возраст которых не превышает 30 лет.
В компании предлагают провести новые аукционы по квотам на наиболее ценные ресурсы (крабы, креветки и др.) с обязательствами по строительству судов. Наконец, там выступают за жесткие критерии применения режима единого сельхозналога и льготной ставки сбора за пользование ресурсами. Исходные цели льгот потеряли актуальность ввиду роста рентабельности отрасли, а их «повсеместное использование» лишает бюджет 20–30 млрд руб. доходов в год, пишет РРПК.
Идеи РРПК частично перекликаются с предложениями, которые Минвостокразвития подготовило в рамках мер по поддержке Дальнего Востока и Арктики (увеличение доли инвестквот на добычу крабов с 50% до 100%, а рыбы — с 20% до 50%). В министерстве пояснили, что меры находятся в стадии обсуждения. В РРПК отказались от комментариев. В пресс-службе правительства «Коммерсанту» сообщили, что обращение компании поручено проработать Минсельхозу, Минпромторгу, Минэкономики и Федеральной антимонопольной службе (ФАС).
Глава Информационного агентства по рыболовству Александр Савельев отмечает, что в РФ сейчас около 2,5 тыс. рыболовных судов, многие из которых и так не используются.
Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев полагает, что от предложений РРПК выиграет только сама компания. Так, поясняет он, расширение механизма инвестквот даст группе права на добычу более 650 тыс. тонн минтая и сельди, а инвесторы береговых заводов, например, потеряют квоты. Предложение ужесточить применение льгот также основано только на уверенности, что РРПК мера не коснется, добавляет Герман Зверев.
РРПК уже называли инициатором изменений правил игры в отрасли. Так, источники утверждали, что компания стояла за письмом, направленным в конце 2017 года президенту Владимиру Путину с предложением перевести распределение квот на вылов краба на аукционы. В РРПК это опровергали. На прошедших в конце 2019 года аукционах структуры господина Франка выиграли почти треть лотов, получив примерно 15% всех квот на краба.