15 сентября Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) – одно из самых крупных и авторитетных отраслевых объединений России – приняла беспрецедентное решение: она исключила из своих рядов шесть фирм, входящих в группу Русской рыбопромышленной компании (РРПК).
Отношения между РРПК и остальными рыбацкими предприятиями страны накалялись давно, так как инициативы РРПК ведут к перераспределению ресурсов (причем в пользу только РРПК, как считают ее оппоненты). Последней каплей стало недавнее обращение РРПК в Правительство России о необходимости «реформы рыбной отрасли»: речь в том числе – опять об изъятии у рыбных компаний большого объема квот, закрепленных по «историческому принципу», чтобы распределить их заново. После чего инициаторов «реформы» попросили в АДМ на выход.
Более подробно об этих событиях нам рассказал президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак.
– Алексей Витальевич, если уйти от официальных формулировок и называть вещи своими именами, по какой причине предприятия, входящие в состав Русской рыбопромышленной компании, исключены из состава АДМ? Кто из членов АДМ стал инициатором этого решения?
– В этом случае уйти от официальных формулировок нельзя. Причина исключения шести предприятий, входящих в группу РРПК, из состава АДМ – нарушение Устава Ассоциации.
Напомню, несмотря на резонанс как в деловом сообществе, так и в СМИ, до 15 сентября АДМ не высказывала позицию о предложенной РРПК «реформе рыбной отрасли». Мы считали, что наша позиция может быть сформирована и озвучена только после обсуждения предложений всеми членами объединения. Поэтому этот вопрос был заранее внесен в повестку ежегодного Общего собрания АДМ, а у коллег, представляющих РРПК, была возможность аргументировать свои предложения. В ходе обсуждения большинство предприятий-членов АДМ сочло аргументацию необоснованной, участники собрания (в том числе предприятия, озвученные в июльском письме РРПК премьер-министру) выдвинули предложение об исключении шести предприятий из группы РРПК из состава Ассоциации добытчиков минтая.
Принятое Общим собранием решение об исключении предприятий, входящих в РРПК, из АДМ абсолютно легитимное. Оно основано на положениях Устава АДМ, который предусматривает возможность исключения любого участника Ассоциации за совершение действий, противоречащих целям и (или) задачам Ассоциации. Одна из целей Ассоциации – это обеспечение экономических и правовых гарантий деятельности рыбохозяйственных предприятий. Увеличение инвестиционной квоты, предложенное РРПК, возможно только за счет сокращения промышленной и прибрежной квот, приведет к перераспределению объема ресурсов от одних предприятий в пользу других. По мнению большинства предприятий-членов АДМ, это нарушает их экономические и правовые гарантии и несет риски не только для их хозяйственной деятельности, но и для социально-экономического состояния прибрежных регионов.
– Как вы ответите на заявление представителя РРПК Савелия Карпухина о том, что предприятия холдинга исключены из АДМ за «предложения, целью которых является комплексное технологическое и экономическое развитие рыбохозяйственной отрасли страны»?
– Помимо причин исключения, озвученных выше, я бы указал еще на следующее. Ассоциация – это отраслевое объединение, одним из базовых принципов которого является поиск компромиссов с учетом мнения и интересов всех его членов. РРПК не предлагала обсудить свои предложения внутри Ассоциации до того, как они были направлены в Правительство. Да и включение этого вопроса в повестку Общего собрания АДМ было инициировано другим предприятиями. Мы делаем вывод, что коллеги даже не планировали обсуждать эти идеи с другими участниками отрасли. Один из участников Общего собрания предложил коллегам «идти своим путем», если мнение Ассоциации их не интересует.
Мое мнение, что коллеги из РРПК лукавят, говоря о «технологическом и экономическом развитии отрасли страны». Достаточно посчитать, кто станет основным бенефициаром предлагаемого перераспределения – а это одна компания, которая может получить более 39% общей квоты на вылов минтая.
Предложения РРПК предусматривают не просто изменение правил игры, а изменение правил игры во время игры с раздачей дополнительных козырей одному из игроков. В июльском письме прямо говорится о необходимости донаделения строящихся судов по программе инвестиционных квот дополнительным ресурсом для обеспечения 100% загрузки мощностей.
Вспомните историю инвестквот. Ведь это тоже была инициатива РРПК. Но на тот момент коллеги были согласны на 50-процентную загрузку квотой в качестве господдержки. Ряд предприятий не поверили в эту программу, они решили развиваться другим путем. Другие вступили в строительство нового флота, но осторожно, просчитывая риски. Наверное, только время покажет, кто был прав.
Но, на мой взгляд, новая инициатива РРПК подтверждает, что рассчитанная ими финансовая модель не складывается. И теперь, чтобы закрыть чьи-то просчеты, нужно увеличить субсидию до 100% ресурса, изъяв этот ресурс у других предприятий. Речь не об интересах отрасли, а об интересах одной компании.
– Вправе ли ФАС, правоохранительные органы, куда намерена обратиться РРПК в связи со своим исключением, или суд отменить данное решение АДМ?
– Ни ФАС, ни правоохранительные органы не вправе вмешиваться во внутреннее устройство некоммерческой организации и оказывать влияние на принятие или отмену решений, принятых согласно уставу организации. Все решения, принятые Общим собранием 15 сентября, в том числе об исключении части предприятий из Ассоциации и включении новых членов в состав АДМ, легитимны, соответствуют нормам законодательства РФ и уставу нашего объединения.
– Ждете ли вы каких-либо ответных действий со стороны РРПК (помимо обещанных обращений в ФАС и правоохранительные органы) с использованием административного ресурса?
– Посмотрите на организованную, заранее спланированную РРПК информационную кампанию. Через СМИ они пытаются создать образ «злобного картеля» любому коллегиально высказанному единому мнению, отличному от мнения РРПК. Причем речь идет о якобы сговоре, как уже состоявшемся юридическом факте. Это, на наш взгляд, может быть признаком того, что РРПК обладает определёнными рычагами воздействия на правоохранительные органы и «особым характером отношений» с Федеральной антимонопольной службой, которые будут использованы для оказания давления на АДМ.
Еще раз хочу подчеркнуть, речь не идет ни о каком сговоре. Речь идет о праве участников некоммерческой общественной организации на Общем собрании большинством голосов исключить из своего состава другого участника за нарушение положений Устава.
– Можно ли сказать, что получение сертификата для тралового промысла минтая в Охотском море – это заслуга всех членов ассоциации, в том числе тех компаний, которые были затем исключены? Ведь все внесли финансовый вклад в этот процесс? Если – да, то справедливо ли ограничивать доступ к сертификату для тех (бывших) членов АДМ, которые платили за его получение? Потеря сертификата MSC– это единственное негативное последствие исключения компании из АДМ?
– В первую очередь, хочу отметить, что членство в АДМ – это не только MSC сертификация. АДМ ведет работу и участвует в разработке проектов нормативно-правовых актов, участвует в выработке мер по регулированию промысла, занимается взаимодействием с регулятором и рыбохозяйственной наукой, финансирует ряд научно-исследовательских проектов, например, научно-технический проект по модернизации орудий лова, занимается популяризацией потребления минтая на внутреннем рынке и многим другим.
Что касается MSC сертификации, объектом сертификации является промысел, а не Ассоциация или «группа лиц», как выражаются коллеги из РРПК. Сертификация оценивает промысел, как управляется запас, как регулируется воздействие промысла на экосистему, насколько эффективно нормативное регулирование и администрирование. Поэтому исключение нескольких предприятий из АДМ, пусть даже одних из крупнейших квотодержаталей, не создает рисков для сертификации или для промысла, и никакого «пересмотра группы лиц» за собой не влечет.
По условиям сертификации, а это прописано в MSC сертификате на траловый промысел минтая в Охотском море, выданном международной сертификационной компанией, действие сертификата распространяется на действующих членов Ассоциации. Исключение из состава Ассоциации ведет к исключению из сертификата. И это не чье-то частное решение, а условие выданного сертификата. Насколько я знаю, представители MSC высказали аналогичную позицию по этому вопросу.
– Как вы считаете, что принесло в рыбацкую отрасль большее количество инвестиций: «исторический принцип» или инвестиционные квоты?
– Давайте посчитаем. За период с 2008 по 2018 год суммарные инвестиции в отрасль составили 105,5 млрд рублей. В рамках программы инвестквот планируется строительство 43 единиц флота и 25 береговых заводов с объемом инвестиций 180 млрд рублей в течение последующих нескольких лет.
Конечно, это больше «исторических» инвестиций, только разница в том, что первая цифра – это органичные сбалансированные инвестиции, которые осуществлялись предприятиями, исходя из их модели развития бизнеса. Эти инвестиции не создавали рисков для финансово-экономического положения, позволили отрасли выйти из убыточного в прибыльное состояние, дали возможность инвестировать в основные средства, покупать, ремонтировать и модернизировать флот, в конце концов – консолидировать активы. Благодаря сбалансированному подходу, отрасль перестала быть убыточной, спокойно пережила несколько «идеальных штормов», на рынке появились мощные игроки.
Давайте посмотрим на новые инвестиции. Это кредитные деньги. Деньги, которые придется возвращаться долгие годы, плюс проценты по обслуживанию долга. Не забывайте, что часть этих инвестиций с учетом положения дел некоторых верфей вообще может не вернуться. С точки зрения статистики – да, это рост. С точки зрения экономики – я бы сказал, что часть этих инвестиций в итоге будут со знаком «минус». В любом случае, говорить об эффективности этих инвестиций для отрасли преждевременно.
Вопросы задавал Кирилл МАРЕНИН.
P. S. Кстати, РРПК не входит в главную рыбацкую ассоциацию нашей страны – во Всероссийскую ассоциацию рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров.
Источник — http://rybak.kam-kray.ru/news/2503-razoshlis-kak-v-more-korabli.html