Если высокие чины начинают напирать на то, что российскому потребителю не хватает минтая, краба или лосося, значит, в рыбной отрасли намечается очередной передел. Однако интересы отечественных потребителей вовсе ни при чем. Здесь только бизнес и ничего лишнего. |
Передел в рыбном бизнесе России происходит примерно раз в 5 – 10 лет. Те, кто инициирует пересмотр квот, используют типичный набор аргументов. Среди них – интересы отечественного потребителя. Этот аргумент обычно звучит так: львиная доля добытого в России ресурса уходит за рубеж, до нашего покупателя доходят лишь крохи по запредельной цене, поэтому все надо менять на благо населения. Но как только происходит перераспределение квот в ущерб одним и в пользу других, чаяния простых граждан РФ, ищущих в продаже доступную продукцию, уходят на второй план и жизнь возвращается на круги своя.
Вспомним начало 2010-х, когда в России началось «раскулачивание» добытчиков минтая, заподозренных в связях с китайским холдингом «Пасифик Андес». Много молний метнул в те годы глава ФАС Игорь Артемьев в адрес минтаевых компаний, пренебрегших нуждами соотечественников ради китайского рынка.
Приведу несколько высказываний Игоря Артемьева, прозвучавших на его пресс-конференции в феврале 2013 года.
«Часто создается дефицит поставок рыбы на внутренний рынок, результатом этого, в свою очередь, является то, что рыба стоит столько же, сколько мясо. Никогда такого не должно быть!»
«Рыбная отрасль находится в тисках сильных мира сего, которые продвигали свои интересы, на наш взгляд, в ущерб и потребителям, и другим конкурентам-рыбакам. Самой пострадавшей стороной оказались рыбаки, которые живут там, которые родились там, которые получают мизерную зарплату и ничего с этих богатств не видят. Все уплывает куда-то в другую страну…»
Как итог четыре российских предприятия, которые, по мнению ФАС, «запятнали» себя сотрудничеством с «Пасифик Андес», вместе с квотами перешли в состав патриотически настроенной Русской рыбопромышленной компании (РРПК). После чего РРПК стала по праву называть себя «крупнейшей российской рыбодобывающей компанией по ряду позиций промышленного рыболовства». Прошли годы, но российское минтаевое сырье по-прежнему «уплывает куда-то в другую страну».
Насколько сегодня наш минтай зависит от китайского берега, показал декабрь 2020 года, когда КНР закрыла свои порты для выгрузки улова из России в силу карантинных ограничений. И никто иной как именно представители РРПК просят Китай возобновить приемку российской рыбы.
21 января 2021 года в Москве состоялась встреча российских бизнесменов с Чрезвычайным и Полномочным послом КНР в РФ. Рыбную отрасль России представлял владелец РРПК Глеб Франк. На встрече была затронута проблема экспорта рыбы из России в Китай. Председатель Российско-Китайского Делового совета Геннадий Тимченко (он же тесть Глеба Франка) попросил китайских товарищей поддержать российские рыбодобывающие компании. При этом Глеб Сергеевич предпочел встречу с послом КНР совещанию у главы Росрыболовства, на котором в тот же день обсуждались варианты перенаправить поставки рыбы на российский берег.
А вот другой пример из этой же серии.
Три года назад в руководстве страны стали обсуждать необходимость реформировать крабовую отрасль. По мнению реформаторов, требовалось изъять у добытчиков краба их квоты для продажи данного ресурса с аукционов. В качестве одного из доводов снова приводились интересы российского потребителя, которому не хватает доступной крабовой продукции, так как вся она уходит за рубеж. Идею аукционов живо поддержал упомянутый глава ФАС Игорь Артемьев. В апреле 2019 года в «Российской газете» было опубликовано его интервью под заголовком «Краба вернут в родную гавань». Вот несколько цитат из той публикации:
«Все принимаемые законодательные решения должны быть направлены на повышение благосостояния и удовлетворенности потребителей… Переход к электронным аукционам позволит сделать продукт доступнее… На рынке появятся новые участники, а здоровая конкуренция всегда предполагает снижение цен».
Аукционы состоялись в октябре 2019 года. На них были выставлены 50 процентов всех квот на добычу краба в России. Самыми активными на торгах были предприятия группы «Русский краб» Глеба Франка. Они купили квоты на общую сумму 38,2 млрд рублей. Теперь «Русский краб» – крупнейший на Дальнем Востоке и один из крупнейших в России крабодобытчиков. Объем его вылова вырос в 5 раз – с 2,5 тысячи тонн до 13 тысяч тонн.
Теперь посмотрим, как краба возвращают в «родную гавань». Для этого прочтем релиз группы «Русский краб» об итогах 2020 года. Из него следует, что «Русский краб» по сравнению с 2019 годом увеличил объем экспорта в 3,5 раза. Его доля в общероссийском экспорте краба в Китай выросла до 22,7%, в Корею до 15,5%. Доли компании в общих поставках краба в эти страны за 11 месяцев года достигли 10 и 11% соответственно. Продажи в США и Японию также показали заметный рост. А в конце года достигнуты договоренности о поставках краба в страны Евросоюза.
Несправедливо упрекать Глеба Франка в том, что он не спешит завалить минтаем и крабом отечественный рынок. Он делает то, что требуют от него интересы бизнеса – зарабатывает деньги. А, значит, поставляет товар в страны с крупными рынками, высокой покупательной способностью населения, развитой логистикой и переработкой. Но столь же несправедливо было винить в «непатриотичности» фирмы, не входящие в структуры Глеба Франка, которые занимались тем же самым – зарабатывали поставками на зарубежные рынки.
На сегодня в рыбной отрасли остается один высоко прибыльный сектор, до которого передел пока не докатился – лососевый. Хотя попытки изменить в нем правила уже делаются, почва для «новых игроков» готовится. Видимо, скоро мы услышим от руководителей федеральных служб и агентств о том, что российскому потребителю очень не хватает дешевого лосося и красной икры. У Игоря Артемьева (ныне помощника председателя Правительства РФ) наверняка остались в запасе нужные формулировки.
Сергей НИКОЛАЕВ http://fishery.ru/news?idnews=548974