На прошлой неделе компании, специализирующиеся на глубоководном промысле, получили доказательства экономической дискриминации со стороны ФАР. Как выяснили аудиторы Счетной палаты, руководители Росрыболовства еще несколько лет назад в нарушение закона изъяли из промышленного оборота 8,5 тыс. тонн глубоководных крабов, тем самым нанеся убытки и предприятиям, и государству. По неофициальной информации, заместитель ФАР Петр Савчук временно отстранен от работы, а деятельность Росрыболовства сегодня проверяют органы прокуратуры.
Так что же обнаружили аудиторы Счетной палаты, когда анализировали организацию крабовых торгов Росрыболовством? Претензий много, но самые серьезные по глубоководным крабам. Согласно отчету, многочисленные нарушения привели к недоосвоению общих допустимых уловов глубоководных крабов и, соответственно, к налоговым потерям доходов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 г.
Нарушениям со стороны ФАР предшествовали проведенные в 2019 г. торги, о предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях. Шесть лотов на добычу краба-стригуна красного и краба-стригуна ангулятуса, на общую сумму 4,7 млрд руб., оказались невостребованными. В дальнейшем Росрыболовство трижды проводило повторные аукционы, и хоть начальная цена предмета аукциона (лота) каждый раз снижалась на 10%, ни одной заявки на участие в аукционах подано так и не было. Как отмечают аудиторы, «рыбные» чиновники были предупреждены о причинах срыва аукционов самими участниками рынка: по расчетам бизнеса, окупаемость лотов при определении начальной стартовой цены составляла бы около 30 лет, а квоты закреплялись только на 15.
По закону, если биоресурсы не были распределены в рамках инвестиционных квот, Росрыболовство должно было распределить их по пользователям. Вот только сделано этого не было.
Из отчета Счетной палаты: «В данном случае Росрыболовством в нарушение установленного порядка не были распределены применительно к квотам добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства общие допустимые уловы по шести указанным лотам, по которым не было предоставлено в установленном порядке право на добычу (вылов) крабов в инвестиционных целях в 2019 г. ОДУ краба-стригуна красного и краба-стригуна ангулятуса на 2020 г. установлен в объеме 17 250 тонн.
По данным Росрыболовства, объем выделенных квот в целях осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства составляет 8 504,8 тонны. Таким образом, в соответствии с установленными нормами выделенная часть общего допустимого улова указанных видов крабов, не реализованных на аукционе в размере 8 580 тонн, не была распределена в 2020 г. за организациями для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства».
К слову, Росрыболовству об этом указывала и Генпрокуратура. «В нарушение п.п. 2, 3 Положения о распределении общих допустимых уловов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2005 г. № 768, инвестиционные квоты в 2020 г. не перераспределены с учетом остаточного принципа, что исключает возможность осуществления хозяйствующими субъектами добычу установленного на 2020 г. объема вылова глубоководных крабов», – говорилось в предписании надзорного округа.
Генпрокуратура внесла тогда в адрес руководителя Росрыболовства представление – устранить нарушения. Но вместо этого регулятор в начале 2020 г. проводит еще ряд повторных торгов, на которых лоты не проданы. В октябре 2020 г. проходит уже четвертый аукцион и цены снижаются сразу (!) в три раза. Единственным участником новых аукционов становится компания ЗАО «Тефида», ей достались четыре лота. Вопрос: будет ли Счетная палата проверять целесообразность такого резкого снижения начальной цены, ведь в результате сроки окупаемости лотов стали значительно меньше сроков выполнения инвестиционных обязательств по постройке судов?
Кстати, по данным Росрыболовства, «Тефида» за первый квартал 2021 г. добыла всего 400 тонн из 4800 тонн, которые есть в активе компании, закрепленные договорами по итогам аукционов. Откровенно слабые темпы освоения квот ставят под угрозу выполнение компанией своих инвестиционных обязательств по строительству четырех судов-процессоров, считают наблюдатели. Пока компания не объявляла публично, с какой верфью она заключила договор, но к концу апреля обязана, что называется, предъявить документ.
Промысловая «пробуксовка» «Тефиды» не смущает регулятора, и он продает на торгах еще один лот. Победитель аукциона начнет промысел в 2022 г. А вот тысяча тонн опять подвисла в кабинетах ФАР. Казалось бы, чиновники должны были оставшиеся нераспределенные 1,2 тыс. тонн оперативно отдать предприятиям, переведя их из разряда инвестиционных в разряд промышленных, и тем самым поправить «печальную» статистику глубоководного промысла в нынешнем году. Но этого не происходит.
Тем временем игроки рынка находятся в серьезном финансовом и ресурсном затруднении из-за действий Росрыболовства. Если в 2018 г. предприятия добывали 13,5 тыс. тонн глубоководных крабов, в 2020 г. – всего 7,7 тыс. тонн. Недополученные финансовые отчисления в бюджеты, по оценкам экспертов, составили более 500 млн руб. И в 2021 г. глубоководный промысел опять входит с проблемами. Из-за пандемии цены на глубоководный краб показывают минимальные значения. Стоимость тонны глубоководного краба упала до 6,5 долларов. Предприятия с трудом удерживаются в зоне рентабельности.
Что сейчас? По идее, регулятор, учитывая выводы и рекомендации аудиторов Счетной палаты, должен разрешить обозначенные вопросы, которые подтверждаются многочисленными фактами, и оперативно вернуть квоты в промышленное освоение в полном объеме.
Источник — https://konkurent.ru/article/37567