Администрация президента приняла к рассмотрению доводы и предложения по введению моратория на дальнейшее выставление глубоководного краба на инвестиционные аукционы.
Месяц назад почетный работник рыбного хозяйства, председатель совета директоров АО «Рыболовецкий колхоз «Восток-1» – компании, являющейся лидером глубоководного промысла, – Валерий Шегнагаев обратился к президенту Россию Владимиру Путину с предложением поручить правительству исключить объекты глубоководного промысла рыбы и краба из списка объектов промысла, выделяемых для проведения инвестиционных аукционов, или наложить мораторий на проведение инвестиционных аукционов или иной отъем квот на объекты глубоководного промысла на 12 лет до срока окончания существующих договоров.
Причиной обращения послужило то, что глубоководный промысел – молодое направление в рыболовстве, развивается чуть менее 20 лет, а в его освоение компания уже вложила значительные средства, 68 млн долларов США, которые еще в полной мере не окупились. Обременение этого направления дополнительными инвестиционными обязательствами, заведомо экономически невыполнимыми, – это уничтожение этого перспективного направления. Именно поэтому в обращении и стоит вопрос о защите уже осуществленных инвестиций, а также о создании стабильных условий для развития и укрепления глубоководного промысла.
Рыбаки справедливо считали, что нужно не торопиться, а подождать до 2034 г., когда закончится действие договоров о закреплении долей квот, предоставленных на основе «исторического» принципа. По мнению рыбацкого сообщества, за это время направление по развитию глубоководного промысла окрепнет, получит необходимый задел и станет одной из основ отечественной рыбной отрасли.
Как следует из ответа администрации президента, для полноценного рассмотрения обращения были запрошены необходимые документы и материалы. «Предложения АО «Восток-1» об исключении глубоководных крабов из перечня объектов промысла, в отношении которых проводятся соответствующие аукционы, будут рассмотрены при подготовке предложений к проектам, соответствующих изменений в нормативные акты, предусматривающие расширение механизма нефинансовой поддержки в виде инвестиционных квот», – сказано в ответе администрации президента.
Обращение рыбаков поступило после того, как стало ясно, что после проведения инвестиционных аукционов в отношении глубоководных крабов их вылов сократился почти в два раза, так как их промысел осуществляется на глубинах 1500 метров, в отличие от остальных крабов, которые облавливаются на глубинах до 200 метров.
Разница в глубинах промысла выставляет совершенно разные условия ведения промысла, технические требования к промысловым судам, тактике и технологии промысла. Почти три года выставленные на инвестиционный аукцион квоты глубоководного краба не могли продать, а удалось это сделать только после трехкратного снижения начальной цены лотов. Но из-за проведения аукционов потеряно несколько сотен рабочих мест, нанесен удар и по государству в виде потери налоговых поступлений, что было установлено Счетной палатой по итогам 2020–2021 гг.
Однако инвестиционные обязательства компаний по строительству судов для добычи глубоководных крабов могут привести победителей аукционов к плачевному финансовому результату, а государство – к огромным потерям в виде недополученных налогов. Лимиты по глубоководному крабу не выбираются. Так, закончилась путина по японикусу, но отдельные пользователи не выловили ни одной тонны этого краба. Проблемы освоения квот глубоководных крабов требуют решений от Росрыболовства, но оно бездействует.
Еще в 2020 г. квоты в объеме 8,5 тыс. тонн можно было распределить согласно постановлению правительства № 768 – этого сделано не было, Счетная палата России констатировала значительные потери для бюджета. Поэтому уже в этом году Счетная палата России навела порядок, квоты по двум лотам, купленным предприятиями в 2021 г., она предписала вернуть пользователям для освоения, потому что выигравшие их компании смогут использовать эти квоты только в 2022 году. Представление вынесено в адрес Росрыболовства, также направлено по компетенции в адрес Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, а также в Федеральную антимонопольную службу с указанием уведомить заявителя о результатах рассмотрения.
Источник — https://konkurent.ru/article/39697