Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ), куда входят структуры Русской рыбопромышленной компании (РППК) Глеба Франка, направила главе Минсельхоза Дмитрию Патрушеву новые предложения по проведению второго этапа программы инвестиционных квот. АСРФ хочет дополнить перечень распределяемых ресурсов дальневосточными креветками, а также ускорить проведение новых аукционов с квотами на крабов. Другие участники рынка к инициативам относятся скептически. |
Президент АСРФ (объединяет структуры РРПК Глеба Франка, одного из крупнейших добытчиков рыбы в России) Алексей Осинцев 4 декабря направил главе Минсельхоза Дмитрию Патрушеву предложения по проведению второго этапа программы инвестиционных квот. Копия обращения есть у “Ъ”.
Одна из инициатив — расширение программы за счет дальневосточных креветок. Как поясняет господин Осинцев, рентабельность добычи этого ресурса сравнима с крабовым промыслом. По оценкам АСРФ, общая квота на северную и углохвостую креветку на Дальнем Востоке — 12 тыс. тонн в год, выручка от продажи достигает 10 млрд руб., а прибыль — 3 млрд руб. Между тем, указывает Алексей Осинцев, флот для добычи креветки также требует обновления.
Новые аукционы с квотами в обмен на инвестиции в строительство судов и заводов планируется провести в 2023 году. Разработанный Минсельхозом законопроект предполагает распределение 20% от общего улова сельди и минтая на Дальнем Востоке, 50% квот на добычу краба и 100% квот на вылов моллюсков, в том числе гребешков, трепангов, морских ежей. В Росрыболовстве ожидают, что по итогам второго этапа будет построено 30 рыбопромысловых судов, 35 судов-краболовов и около десяти заводов на Дальнем Востоке на общую сумму 300 млрд руб.
В Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) уверены, что рентабельность промысла креветок значительно ниже, чем в добыче краба, и сравнить ее можно разве что с выловом глубоководных видов. Но на квоты на глубоководных крабов Росрыболовство долгое время не могло найти покупателей и переносило аукционы с понижением цены, напоминают там. Кроме того, отмечает глава АРПП Георгий Мартынов, популяция креветок очень изменчивая и ее нельзя спрогнозировать на 10–15 лет вперед, что делает невозможным и планирование инвестиций.
В АСРФ также предлагают ускорить проведение новых аукционов с квотами на добычу краба, проведя торги до конца 2022 года. Это позволит победителям разместить заказы на строительство краболовов уже в первом полугодии 2023 года. В противном случае введение механизма будет отложено минимум на год, что может привести к срыву непрерывного размещения заказов на российских верфях и не обеспечит обновление флота, считают в АСРФ. В ГК «Русский краб» Глеба Франка заявили “Ъ”, что планируют участвовать и во втором этапе аукционов на этот ресурс. По словам гендиректора «Русского краба» Александра Сапожникова, верфи справляются со строительством краболовов, а проведение аукционов в 2022 году создаст условия для ритмичной загрузки судостроения и производств смежных отраслей.
Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев отмечает, что одновременно с ускорением проведения аукционов на вылов крабов АСФР ранее предлагала увеличить допустимые сроки строительства краболовов с пяти до семи лет. По его словам, это способ получить немедленно «живые» деньги, которые помогут увеличить поток наличности для компаний группы. Источник “Ъ” среди добытчиков краба напоминает, что 50% квот на этот ресурс разыграли только в конце 2019 года и для оценки экономических последствий требуется больше времени. Гендиректор ГК «Агама» Владимир Горелов также считает, что необходимо для начала дождаться итогов первого этапа программы по крабам, а затем проводить новые аукционы. Это необходимо в том числе из-за высокой загруженности российских верфей, добавляет Георгий Мартынов.
В Минсельхозе заявили “Ъ”, что законопроект с параметрами второго этапа программы инвестиционных квот размещен для публичного обсуждения и все предложения будут рассмотрены. В Росрыболовстве также говорят, что контуры второго этапа еще будут обсуждаться с рыбопромышленниками, в том числе с учетом расписания строительства верфей, чтобы избежать перегрузки судостроительных заводов. Представитель агентства отмечает, что к 2023 году нагрузка верфей от имеющихся контрактов снизится и предприятия будут готовы принимать новые заказы.
Алексей Полухин https://fishery.ru/news?idnews=586012