Пока одно ведомство ставит во главу угла стабильность рыбной отрасли, другое, похоже, все-таки готовит ей «идеальный шторм».
Главная новость для рыбной отрасли пришла от Минэкономразвития РФ. Ведомство представило отрицательное заключение на проект закона, предусматривающий введение новых видов квот для второй волны инвестиционных аукционов на Дальневосточном бассейне, аукционов по крабам и другим водным беспозвоночным. В то же время эксперты уверены, что такое «вето» на законопроект о втором этапе инвестиционных квот не ослабит российскую рыбную отрасль и уж тем более не скажется отрицательно на объемах вылова, поскольку рыбодобывающие компании страны и имеемым флотом могут добывать и выпускать достаточные объемы рыбопродукции как для внутреннего, так и для внешнего рынка.
Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ) — крупнейшее бизнес-объединение рыбной отрасли России — сообщает, что Минэкономразвития обратило внимание разработчиков законопроекта (то есть формально — Минсельхоза, а по сути, скорее всего, — Росрыболовства) на девять существенных замечаний к документу, а также — на риски, возникающие вследствие принятия законопроекта. Как отмечается в заключении Минэкономразвития, преимущества при участии в аукционе получат компании, которые имеют в данный момент лучшее финансовое состояние, в том числе — доступ к заемным средствам.
«Такой подход может привести к лишению части предприятий возможности осуществления данного вида деятельности, ухода с рынка», прогнозируют в Минэкономразвитии.
Указанный риск требует оценки, считают в министерстве. Также, по мнению Минэкономразвития, разработчиком не рассмотрены альтернативные способы стимулирования переработки и увеличения производства ВБР.
«Заявленная потребность в еще большей загрузке отечественных верфей приведет к большей ресурсной нагрузке на предприятия в текущем периоде — как заказчиков, так и исполнителей строительства инвестиционных объектов, что требует более четкого планирования и сопоставления с фактическими возможностями задействованных отраслей промышленности. С учетом изложенного сроки введения регулирования требуют дополнительного обоснования», — считает министерство.
Минэкономразвития, анализируя последствия введения второго этапа учитывает ограниченные возможности строительных верфей.
«В силу особенностей расположения верфей на территории Российской Федерации многие из них избыточно загружены в части выполнения обязательств по изготовлению рыбохозяйственных судов, связанных с первым этапом инвестиционных квот («крабовых квот»), в связи с чем являющийся следствием последующего вступления в силу проекта акта дополнительный объем строительства судов может привести к несоблюдению сроков их строительства на верфях», — указано в заключение министерства.
Отметим, что несмотря на задержку в строительстве судов в рамках первого этапа инвестквот, рыбопромышленные компании сегодня обладают полноценным действующим флотом, который в ближайшие 10-15 лет и будет осваивать выделенные предприятиям квоты.
При этом практически все крупные предприятия, имеющие право на добычу сотен тысяч тонн биоресурсов в год, уже провели полную модернизацию и инновацию добывающего флота.
Сегодня на большинстве траулеров выпускается продукция глубокой переработки — филе и фарш белой рыбы. Ежегодно в Охотском море на промысле минтая работает около 90 судов, причем из них около 30-ти — это траулеры типа БАТМ, способные перерабатывать в сутки более 120 тонн сырца.
Снятие с рассмотрения спорного законопроекта о втором этапе программы инвестквот с очевидностью не скажется и на других промыслах. В предыдущие годы компании, работающие на узкоспециализированных объектах промысла — крабах, моллюсках, креветках, макрурусах, палтусах и пелагических видах –также провели модернизацию флота и судовых фабрик. Продукция, произведенная на этих модернизированных судах, является эталоном качества на мировых рынках сбыта.
Что касается перспектив развития береговой переработки в нынешних условиях глобального санкционного давления, то продовольственную безопасность страны вполне может обеспечить ввод в эксплуатацию объектов береговой перерабатывающей инфраструктуры, построенной в рамках реализации первого этапа программы. Напомним, что на Дальнем Востоке уже построено 11 заводов, шесть из которых — большой мощности по переработке минтая и иных видов рыб (наиболее мощные из них по суточной производительности построили рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина (443 тонн в сутки), ЗАО «Курильский рыбак» (339 тонны), а также заводы «Новый Мир» и «Русский минтай»), а пять заводов специализированы на переработке других промысловых объектов.
В своем заключении на пояснительную записку к спорному законопроекту ВАРПЭ отмечает, что аукционы второго этапа программы, учитывая опыт первого, «могут стать инструментом допуска одних и тех же крупных участников первого этапа без возможности доступа субъектов малого и среднего предпринимательства на рынок рыбной продукции».
Кейс первых «крабовых аукционов» показывает, что вместо запланированного регулятором увеличения конкуренции на рынке добычи краба произошло совершенно обратное, то есть концентрация промысловых ресурсов.
«В особенности указанный фактор необходимо учитывать при принятии решения о доле распределения инвестиционных квот по моллюскам, учитывая, что в настоящее время вся квота распределена по историческому принципу», — говорится в опубликованном на сайте бизнес-объединения документе.
И с этой позицией согласны без преувеличения тысячи представителей рыбного бизнеса. Если правительство не допустит дальнейшей монополизации отрасли, то конкуренция между предприятиями будет сохранена. Более того, ряд небольших компаний продолжат свою деятельность в ближайшие 10 лет. А каждое, пусть и небольшое, предприятие — это рабочие места, при этом многие предприятия выполняют социальные функции, гарантируя для отдаленных территориях трудоустройство местного населения.
Если внимательно изучить заключение Минэкономразвития, то можно сделать вывод, что «исторический принцип», по которому сегодня работают сотни предприятий, уже не рассматривается государственным ведомством как некий «барьер» для развития отрасли.
«Необходимо учитывать, что предприятия, которые в настоящее время имеют «историческую долю» квот ВБР, планировали свою финансово-хозяйственную деятельность, исходя из наличия такой доли в течение срока ее действия (до 15 лет). Аукционы по предоставлению оставшихся крабовых инвестиционных квот по предложению Росрыболовства должны были состояться уже в этом году. Инвестиционные квоты добычи крабов распределяются инвесторам после заключения договора (а не после сдачи построенного инвестиционного объекта, как это предусмотрено инвестиционными квотами прочих видов водных биоресурсов). С учетом того, что проведение аукциона запланировано законопроектом уже в 2022 году, предприятия, добывающие крабов, моллюсков и прочих беспозвоночных в рамках «исторической» квоты, полностью лишатся ресурса уже в 2023 году, — дают оценку инициативам Росрыболовства эксперты Минвостокразвития. — Необходимо отметить, что договоры о закреплении доли квоты добычи (вылова) крабов были перезаключены с пользователями в 2018 году сроком на 15 лет, предусмотрено окончание их действия в 2033 году. Срок действия договоров добычи (вылова) моллюсков также не заканчивается в этом году. Следовательно, в законопроекте предложено изъять природный ресурс у законных пользователей, нарушив гарантии исполнения своих обязательств Росрыболовством, как одной из сторон, заключившей с пользователями договоры о закреплении доли квоты добычи (вылова) крабов, моллюсков и прочих беспозвоночных».
Сохранение закрепленных за предприятиями долей квот уже можно рассматривать практически как антикризисную меру, способствующую нормальной и бесперебойной работе сотен предприятий. Вторым положительным эффектом будет уже тот факт, что отказ от проведения аукционов не будет загонять участников в «кредитные тиски». Даже те немногочисленные участники рынка, ранее активно выступавшие за проведение второго этапа программы, с неизбежностью понимают, что стоимость строительства судов на втором этапе увеличится минимум на 30%.
С учетом данного прогноза издержки бизнеса увеличатся по самым скромным оценкам на 64 млрд рублей и составят уже не менее 471 млрд. рублей. А ведь важнейшей задачей для участников первого этапа в непростой финансовой ситуации является обслуживание кредитов, взятых на приобретение лотов и строительство флота в рамках выполнения своих инвестиционных обязательств.
Любопытно, что на фоне происходящих в мире и стране событий (и, как видится, вопреки всесторонней оценке Минэкономразвития), глава Росрыболовства Илья Шестаков дает крупнейшему отраслевому изданию Fishnews.ru комментарий о том, что второй этап инвестиционных аукционов необходимо все же проводить.
И этот комментарий главы госоргана-регулятора, как представляется, практически не «синхронизируется» с мерами правительства страны по стабилизации экономики, сохранению предприятий и рабочих мест.
Ведь важнейшая задача, поставленная премьер-министром Михаилом Мишустиным, — продолжить ритмичную работу отрасли. А сделать это — не просто. Сейчас предприятиям отрасли приходится работать при дорожающем топливе и введении запретов на поставки продукции российского производства на зарубежные рынки. Также часть компаний с трудом обслуживает кредиты, которые были взяты на развитие при проведении первого этапа инвестиционных квот.
Правительство уже выделило для поддержки рыбаков 26 млрд рублей. Это фактически — «пожарные» меры, и они должны стабилизировать финансовую ситуацию в системообразующих компаниях.
Заявления же со стороны лиц, заинтересованных в скорейшем проведении второго этапа инвестиционных квот, могут быть расценены как попытка увода внимания государства от реальных проблем в отрасли, возникших из-за санкционного давления. Ведь кроме топлива и закрытия рынков, есть и другие трудности, и хотя они пока не останавливают промысел, их нельзя игнорировать. Это и отключение зарубежных навигационных программ, и угроза отказа иностранных бункеровщиков продавать топливо российским судам, и отказ от поставок запчастей.
При этом рыбацкое сообщество, отдельные ведомства, депутаты Государственной Думы и сенаторы не раз акцентировали внимание регулятора на том, что перед началом второго этапа инвестиционных квот необходимо все-таки дождаться окончания и подвести итоги первого. В своем заключении Минэкономразвития, к слову, оценило предварительные итоги первого этапа программы, и картина получилась не самая оптимистичная. Если с постройкой береговых предприятий инвесторы справились, то с судостроением пока нет главного — результата.
Из 92 промысловых судов, которые должны быть сданы в период по 2024 год, реально в эксплуатацию введено всего шесть, а 17 судов даже до сих пор не начали строить.
Нынешняя ситуация со сроками сдачи судов подтверждает тот тезис, что нельзя одну отрасль (в нашем случае — судостроение) развивать за счет другой (то есть рыбной отрасли). Потому что развитие судостроения — это гораздо более широкая и масштабная задача, не сводящаяся только к заказам на постройку рыболовных судов. Здесь, как представляется, необходима отдельная самостоятельная программа развития судостроения, ориентированная прежде всего на локализацию производства внутри страны основных судовых систем (главный двигатель, система управления, навигационное оборудование, рефоборудование и т.д.). И только после этого можно переходить к этапу целостной и комплексной постройки судов разного класса и назначения (промысловые, рефрижераторные, транспортные, бункерующие и т.д.).
Более того, даже Росрыболовство признало, что основная задача сейчас — решить вопрос с заменой оборудования на тех судах, которые уже строятся. Сами судостроители о наличии свободных стапелей на судостроительных заводах официально ведомство не уведомляли, и в целом представители Минпромторга уже более осторожно оценивают возможности верфей.
Эксперты отрасли также обращают внимание на тот факт, что проведение второго этапа программы, которое повлечет лишение сотен предприятий биоресурсов, станет, по сути, односторонним отказом государства от исполнения договоров, подписанных с предприятиями в 2018 году на срок в 15 лет. И не случайно ВАРПЭ настаивает на том, что нужно дать компаниям доработать положенный срок в рамках заключенных договоров.
В противном случае государству, возможно, необходимо будет предусмотреть выплату компенсаций пострадавшим компаниям, чтобы бизнес мог либо перепрофилироваться, либо провести процедуру банкротства, погасить все свои финансовые обязательства, в том числе — выплатить предусмотренные пособия попавшим под сокращение нескольким тысячам членов экипажей.
Но зачем это делать, если рыбаки и без того прикладывают все усилия, чтобы выполнить задачи, поставленные президентом и правительством? Пока вылов биоресурсов не падает, и компании не сокращают сотрудников, несмотря то, что та же кредитная нагрузка на отрасль — более 430 млрд рублей. И в этой ситуации рыбацкое сообщество действительно хотело бы услышать от руководства отрасли заявления, направленные на сохранение стабильности в отечественном рыболовстве. Но пока, к сожалению, рыбаки слышат совсем другие слова.
Источник — https://primamedia.ru/news/1260225/?from=7