Дальневосточные рыбаки ежегодно добывают до 70 процентов общероссийского улова (он колеблется в районе пяти миллионов тонн). Около двух миллионов тонн традиционно отправляют на экспорт, остальное расходится по стране. Оставшегося количества должно хватить на всех. Рыба действительно есть, но цены на нее кусаются. На это жалуются даже те дальневосточники, которые живут у моря.
«Российская газета» разбиралась, стоит ли ждать снижения стоимости водных биоресурсов в условиях, когда многие российские товары попали под санкции. Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов в интервью подчеркнул:
— В сложившихся условиях рыба не может стоит дешево — слишком велики затраты отрасли. По условиям программы инвестиционных квот, действующей с 2017 года, 20 процентов квот на вылов минтая и сельди распределены между инвесторами, которые взамен обязуются обновлять флот и перерабатывающие мощности. Значительная часть средств, на которые рыбаки строят заводы и суда, — заемная.
Под инвестиционные квоты для покупки ресурса и строительства судов отрасль взяла у банков по состоянию на конец прошлого года более 420 миллиардов рублей. Эти деньги надо отдавать. Ставки, как известно, выросли. Сейчас мы стараемся договориться с кредитными учреждениями о сохранении прежних ставок и процентов, иначе мы просто не построим, — поясняет Георгий Мартынов.
Кроме того, рыбакам в ближайшее время, возможно, предстоят дополнительные расходы. Еще в прошлом году планировалось внести в Налоговый кодекс поправки, предусматривающие увеличение ставок сбора за пользование водными биоресурсами. Обсуждается и второй этап инвестиционных квот.
— Во всей этой ситуации промысловикам не мешало бы подкопить «жирку», но пока не получается. Поэтому давайте смотреть объективно: рыбаки не могут продавать продукцию ниже себестоимости, они просто разорятся, — резюмирует президент Ассоциации.