В 2021 году ОАО «Владморрыбпорт» вышел в лидеры перевалки рыбопродукции в Российской Федерации и впервые достиг грузооборота 4 805 млн тонн. По словам президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгия Мартынова, сегодня ВМРП является одним из самых динамично развивающихся рыбных портов России в части инфраструктуры.
Лидер перевалки
По итогам 2021 года ОАО «Владморрыбпорт» стал лидером перевалки рыбопродукции в Российской Федерации. В прошлом году на его территории обработано 507 тысяч тонн рыбных грузов, из них 180 тысяч тонн в контейнерах. Грузооборот ВМРП впервые достиг отметки 4 805 млн тонн, а количество судозаходов составило 845 единиц, сообщает пресс-служба компании.
Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья («Владморрыбпорт» входит в АРПП) Георгий Мартынов объясняет рост показателей в том числе изменившейся логистикой в рыбной отрасли:
– Сложности в логистике появились, когда из-за пандемии начали закрываться китайские порты. В прошлом году Циндао и Далянь перестали принимать рыбопродукцию из России навалом. В этих условиях «Владморрыбпорт» сумел перестроить свою логистику так, чтобы рыбу доставляли во Владивосток. Здесь её грузили в контейнеры, проводили антиковидную обработку, а затем отправляли контейнерные партии в Китай. Таким образом «Владморрыбпорт» внес неоценимый вклад в сохранение грузопотоков, что положительно отразилось на работе всей отрасли.
По словам собеседника, сегодня ВМРП является одним из самых динамично развивающихся рыбных портов России в части инфраструктуры.
В 2021 году продолжилось масштабное обновление производственных мощностей морской гавани. На предприятии закуплена новая современная техника для увеличения скорости погрузо-разгрузочных работ, полным ходом идет строительство новых объектов и открытых площадок для хранения сухих и рефрижераторных контейнеров.
Одним из важных пунктов модернизации является реконструкция холодильно-складской инфраструктуры. В мае резидент свободного порта Владивосток, входящий в группу компаний ВМРП, ввел в эксплуатацию новый холодильник емкостью 7140 тонн единовременного хранения рыбопродукции и площадью 4,4 тысячи кв. метров. Стратегической целью проекта по строительству перевалочной и складской инфраструктуры является обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации. Объект примет на себя дополнительный поток рыбы со всего дальневосточного бассейна, что позволит оптимизировать обработку рыбного флота, особенно в период путины.
Жалоба в Верховный суд
Именно вокруг строительства холодильно-складской инфраструктуры развернулись судебные тяжбы между ОАО «Владморрыбпорт» и ФГУП «Нацрыбресурс».
Ранее госпредприятие обратилось в Арбитражный суд Москвы с иском к открытому акционерному обществу «Владивостокский морской рыбный порт» о расторжении договора аренды причалов №№ 44-54, расположенных по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Березовая, д. 25. Истец заявил, что дочерняя структура порта ООО «Владивостокский рыбный терминал» не выполнила инвестиционные соглашения по модернизации и строительству холодильных мощностей.
Решением от 12 августа 2021 года суд исковые требования удовлетворил. Оставил в силе вердикт и Девятый арбитражный апелляционный суд.
Ситуацию переломила кассационная жалоба ответчика в Арбитражный суд Московского округа, который согласился с его доводами. 24 января 2022 года «Владморрыбпорт» выиграл дело. «Кассационная коллегия признает ошибочными выводы судов о том, что спорный договор аренды от 14.08.2017 № Д-30/207 является смешанным и содержащим в себе какие-либо инвестиционные обязательства арендатора в интересах арендодателя», — следует из судебного решения.
Однако ФГУП «Нацрыбресурс» это не остановило. Истец обратился с кассационной жалобой уже в Верховный суд Российской Федерации.
«Владморрыбпорт», в свою очередь, предпринял шаги, чтобы обеспечить непрерывную эксплуатацию причалов до решения высшего судебного органа. 18 августа Девятый арбитражный апелляционный суд рассмотрит исковое заявление ОАО ВМРП «о понуждении к заключению соглашения об организации и обеспечении непрерывности технологического процесса оказания услуг в морском порту. Компания просит «запретить ФГУП «Нацрыбресурс» и ФГБУ «Администрации морских портов Приморского края и Восточной Арктики – Службе капитана морского порта Владивосток» совершать действия, ограничивающие швартовку судов к причалам №№ 44-54, расположенным по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Березования, 25 общей протяженностью 2019,35 п.м».
Холодильник построен
Борьба за причалы Дальнего Востока между ФГУП «Нацрыбресурс» и портовыми терминалами региона продолжается с 2008 года – с тех пор, когда гидротехнические сооружения закрепили за госпредприятием на праве хозяйственного ведения.
После этого ФГУП «Нацрыбресурс» отказалось продлять договоры аренды, ранее заключенные с Росимуществом, а в 2014 году подписало агентский договор с ЗАО «Глобойл Терминал». По условиям соглашения малоизвестная компания получала право заключать договоры на оказание портовых услуг без участия существующих портовых и рыбных терминалов на всей территории Дальнего Востока. Причём такие полномочия ей передали по итогам аукциона, в котором ВМРП не участвовал. Как сообщало руководство порта, конкурс проводился без его ведома.
Эта ситуация получила широкую огласку и разрешалась при участии президента Российской Федерации.
– Это можно считать попыткой рейдерского захвата. Я присутствовал на заседании межведомственной рабочей группы в администрации президента, по итогам которого Владимир Путин лично дал указание расторгнуть все договоры с «Глобойл Терминал». И только после этого было принято решение о передаче причалов Дальнего Востока в аренду соответствующим субъектам хозяйствования. Тогда мы думали, что все вопросы закрыты, – комментирует Георгий Мартынов.
В 2017 году ВМРП и «Нацрыбресурс» пришли к консенсусу и подписали договор аренды на 49 лет, согласно которому порт обязуется модернизировать специализированную инфраструктуру для перевалки и хранения рыбопродукции. Однако «Нацрыбресурс» посчитало возможным расторгнуть его на том основании, что арендатор якобы не выполнил свои инвестиционные обязательства, а именно не построил холодильные мощности в порту. При этом холодильный комплекс сдан буквально месяц назад.
Более того, в сложных для отрасли условиях ВМРП ввёл в оборот достаточно большой объём контейнерного парка. В 2021 году на его территории построен терминал по обработке рефрижераторных контейнеров на причале № 47. Общая площадь открытого склада составляет более 8 тысяч квадратных метров с вместимостью до 1500 ТEU и возможностью их отгрузки на автомобильный и железнодорожный транспорт. Во многом благодаря модернизации предприятие переработало 24% от общего грузооборота рыбных грузов портов ДВ региона за 2021 год.
– Это неоценимый вклад в поддержку отрасли, учитывая проблемы с китайскими портами. На мой взгляд, вмешиваясь в производственный процесс, «Нацрыбресурс» только тормозит его, подрывая экономику рыбной промышленности в сложные времена. Судебные тяжбы влияют на планы инвесторов и вредят имиджу добросовестных участников рынка – в данном случае рыбного порта. Поэтому мы категорически против таких подходов к ведению бизнеса, – обозначил Георгий Мартынов.
Принять улов
Отраслевое сообщество, считает ФГУП «Нацрыбресурсы» искусственно созданной организацией, которая мешает развитию отрасли. Особенно в свете текущих задач по обеспечению продовольственной безопасности.
– Рыбаки успешно отработали минтаевую путину. Стартовала лососевая путина, которая прогнозируется на уровне 340 тысяч тонн. Это та рыба, которая пойдёт на внутренний рынок как раз через порты Приморского края, и рыбный порт Владивостока хорошо подготовился, чтобы принять улов, – отмечает Георгий Мартынов.
Что касается позиции ФГУП «Нацресурсы», источники, представляющие предприятие, заявляют о попытках лоббизма со стороны коммерческих структур, когда частные интересы прикрываются государственными.
Позиция госпредприятия остаётся прежней. Она обозначена в решениях первой и апелляционной судебных инстанций, вынесенных в пользу истца: «Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что заключенный сторонами договор от 14.08.2017 № Д-30/207 является смешанным и содержит в себе элементы как договора аренды, так и непоименованного в Гражданском кодексе Российской Федерации договора инвестирования, заключенного в соответствии с принципом свободы договора. При этом неисполнение арендатором инвестиционных обязательств, указанных в пункте 4.1 договора, является основанием, предусмотренным пунктом 8.3 договора, для досрочного расторжения договора по требованию арендодателя».
Подробнее: ИА «Восток России»
Фото: Александр Хитров