Госдума приняла в первом чтении законопроект о втором этапе распределения инвестиционных квот добычи водных биологических ресурсов. Документ был внесен правительством в парламент в конце июля 2022 г. Он разработан Минсельхозом и Росрыболовством и предусматривает выделение дополнительно на инвестиционные цели 20% общих допустимых уловов (ОДУ) рыб в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, 50% ОДУ определенных видов крабов, а также 100% ОДУ таких водных биоресурсов, как морские гребешки, трубачи, морские ежи серые, морские ежи черные, трепанги, сообщает ИА Konkurent.
При этом для компенсации потерь инвесторам первого этапа инвестиционных квот на добычу водных биоресурсов предполагается дополнительно наделить их 4% ОДУ в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне.
Согласно пояснительным материалам, также предусматривается условие принудительного прекращения права на добычу водных биоресурсов в случае нарушения обязательств инвестора при осуществлении производства рыбной и иной продукции в рамках инвестиционных квот в объеме не менее 70% таких квот в течение двух лет подряд с момента распределения инвестиционных квот.
В случае принятия закон вступит в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
В ходе пленарного заседания спикер Госдумы Вячеслав Володин отметил, что законопроект будет на месяц отправлен в рассылку в регионы для отзывов и предложений, которые будут учтены при подготовке ко второму чтению. Одновременно будет создана согласительная комиссия с участием представителей регионов, Госдумы, Совета Федерации и правительства.
– Есть понимание, что это крайне важный законопроект. Он касается регионов, людей, защиты наших национальных интересов. Много примеров, когда бизнес получает квоты на вылов, а сам при этом находится за пределами нашей страны. Переводит деньги в офшоры, не вкладывает в развитие регионов Дальнего Востока. Эту ситуацию необходимо менять, – сказал Володин.
Комитет Госдумы по аграрным вопросам внес проект постановления нижней палаты по итогам обсуждения этого вопроса, в котором содержится ряд предложений по изменению законопроекта. Предлагается, в частности, при подготовке ко второму чтению исключить из-под действия законопроекта субъекты малого и среднего предпринимательства, добывающие водные биоресурсы, исключить положения, предусматривающие введение механизма закрепления и предоставления квоты на добычу (вылов) моллюсков и других водных беспозвоночных в инвестиционных целях, проработать механизм «инвестиционного нормирования», предусматривающий установление экономически обоснованной величины капиталовложений в производственные фонды лиц, осуществляющих добычу (вылов) водных биоресурсов, на единицу закрепленной за ними доли квоты.
Второй этап инвестквот в рыбной отрасли – давно обсуждаемый процесс. За него выступает Росрыболовство, против – практически все рыбопромышленники и Счетная палата РФ. Последняя накануне провела аудит первого этапа и пришла к выводу, что продолжение сериала может поставить под угрозу не только выполнение проектов первого, но и создаст предпосылки для роста цен на рыбу и рыбную продукцию на потребительском рынке.
Какая связь между аукционами по продаже квот на вылов в обмен на инвестиции в инфраструктуру и ценами в магазинах? Быстрый ответ: закредитованность отрасли. А если подробнее, то «проведение второго этапа программы инвестиционных квот потребует от рыбохозяйственных организаций, желающих принять в ней участие, привлечения собственных и заемных средств суммарно в размере 450-500 миллиардов рублей, – отмечается в заключении СП. – Это уже сопоставимо с размером инвестиционных обязательств и поступивших платежей в федеральный бюджет от проведения крабовых аукционов в рамках первого этапа (435 млрд руб.)».
По данным Росстата, кредиторская задолженность рыбохозяйственных организаций – участников программы инвестквот увеличилась по сравнению с 2017 г. в 2,5 раза и превысила на 1 июля 2022 г. 139 млрд руб., или 85,5% от общего объема.
– Дальнейший рост закредитованности в отрасли, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, может поставить под угрозу не только выполнение инвестпроектов первого этапа, но и создаст предпосылки для роста цен на рыбу и рыбную продукцию на потребительском рынке, поскольку все затраты инвесторов, связанные с участием в аукционах и реализацией новых объектов инвестиций, ожидаемо будут отнесены на себестоимость производимой продукции, – говорится в заключении СП.
Аудитор делает вывод, что за реализацию инвестпроектов в итоге будет платить конечный отечественный потребитель, поскольку российская рыбная продукция, поставляемая на внешний рынок, будет иметь меньшую конкурентоспособность по сравнению с продукцией зарубежных производителей по причине ее высокой себестоимости.
В отчете Счетной палаты отмечаются и другие минусы предполагаемой реформы отрасли. Во-первых, на аукционе инвестор получает право пользования водными биоресурсами непосредственно только на основании принятых им на пять лет инвестиционных обязательств. Но они могут быть и не исполнены. Во-вторых, аукционный механизм закрепления и распределения долей инвестквот неэффективен и с точки зрения развития конкуренции – в части создания условий для выхода на рынок добычи водных биоресурсов новых участников.
В-третьих, в случае принятия предполагаемых законопроектом изменений блокируется промысел для всех квотопользователей без инвестиционных обязательств. Но в ответ они могут истребовать с Росрыболовства возмещения убытков и упущенной выгоды, недополученной ими за десять лет. Эта сумма по крабам оценивается в 400 млрд руб., а по моллюскам и прочим водным беспозвоночным – в 50 млрд руб., что сопоставимо с суммой привлекаемых в рамках второго этапа инвестиций и доходов федерального бюджета от аукционов.