Завершился рыбный резонансный марафон по принятию проекта Федерального закона №173016-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (в части совершенствования механизма распределения инвестиционных квот добычи водных биологических ресурсов), внесенного правительством Российской Федерации по предложению Минсельхоза и Росрыболовства. Среди рыбаков и в СМИ именуется как 2-й этап «инвестквот и аукционов по крабу».
Напомню, что против упомянутого законопроекта выступило подавляющее большинство союзов, ассоциаций, объединений рыбопромышленников малого и среднего бизнеса и все приморские регионы Дальневосточного и Северного бассейнов. А это Чукотский автономный округ, Камчатский край, Магаданская, Сахалинская, Хабаровская области, Приморский край, Мурманская, Архангельская области и Республика Карелия. Такого единства региональных властей и рыбацких объединений не было на протяжении последних 20 лет.
Для «усмирения» протестующих федеральные власти и правящая партия «Единая Россия» бросились во все тяжкие. Это и лживые сведения об «успехах» 1-го этапа «инвестквот» – о якобы освобождающихся стапелях на российских верфях, обещания оградить во 2-м этапе «инвестквот и аукционов по крабу» малый и средний бизнес. Более того, обещано было направить часть средств, полученных от аукционов по крабу, на развитие сельских местностей (а почему не рыбных поселков?), отслеживать формирование подзаконных актов и т.д.
Чтобы все это донести до «непонятливых в большой политике» рыбаков и региональных приморских властей, было организовано в Москве (замечу, не в отдаленных приморских рыбацких регионах), в Государственной думе и в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации несколько рабочих совещаний. Не обошлось даже без специального парламентского слушания под председательством заместителя председателя Госдумы А.В. Гордеева с приглашением рыбаков и органов власти «с протестных мест». Для большей солидности была даже создана Согласительная комиссия.
На всех этих ритуальных действиях были приняты обнадеживающие резолюции, рекомендации и поправки к законопроекту, которые при их реализации действительно могли бы в определенной степени сгладить отрицательные последствия законопроекта.
Однако, как показали последующие шаги инициаторов законопроекта – федеральных органов власти в тесном взаимодействии с диктующей в Госдуме фракцией «Единая Россия» – все эти совещания, слушания, решения, резолюции, поправки оказались своеобразной дымовой завесой для отвлечения обеспокоенности рыбацких объединений, властей приморских регионов с тем, что бы «под шумок» ускоренно принять законопроект.
По моему мнению, такая спешка может быть вызвана совокупным действием трех реальных обстоятельств.
Первое – это требования собственников крупных рыбодобывающих компаний к федеральным органам власти по очередному переделу рыбных и крабовых квот посредством изъятия их у малого и среднего бизнеса и выставления их на аукцион или распределение под определенные обязательства. Требование таких финансовых обязательств, которые сможет выполнить только крупный бизнес. К тому же собственники крупного бизнеса, ввязавшись в 1-й этап «инвестквот и аукционов по крабу», погрязли в кредитных долгах пред банками и стремятся получить определенные новые «квотовые» гарантии в ходе 2-го этапа о своей дополнительной платежеспособности.
Вторая причина проста и кроется в срочном проведении федеральными органами начиная с января 2023 года аукционов по крабу. Именно от них ожидается поступление в государеву казну, по оценкам инициаторов, не менее чем 150–200 млрд рублей. Дармовых рублей! Постучал молоточком на аукционе и… получай, Минфин. Но все эти 150–200 млрд рублей фактически будут изъяты из нашего с вами кошелька, поскольку на эту сумму как минимум будет увеличена стоимость рыбопродукции. Только так частные рыбопромышленники смогут покрыть свои затраты на аукционных торгах.
Третье – это стремление руководства Минсельхоза и Росрыболовства за суетой реализации 2-го этапа «инвестквот и аукционов по крабу» скрыть провал 1-го этапа «инвестквот и аукционов по крабу». Об этом свидетельствует и замалчивание итогов проверки Счетной палатой Российской Федерации результатов 1-го этапа «инвестквот и аукционов по крабу». А они таковы, что ни одна из заявленных целей «инвестквот» не реализована в ранее определенные сроки. Из 105 запланированных к строительству на российских верфях рыбодобывающих судов фактически за 5 лет построено всего 10 единиц. Сроки строительства остальных судов сдвигаются не менее чем на 3–5 лет и то при условии наличия комплектующих, большая часть из которых зарубежного производства и находящегося в настоящее время под санкциями.
По состоянию на сегодняшний день ни одно из построенных на российских верфях судов под 1-й этап «инвестквот и аукционов по крабу» не отработало хотя бы один промысловый сезон. А это крайне необходимо – с тем, чтобы можно было оценить его экономико-социальную эффективность.
У всех рыбодобывающих компаний, которые вовлечены в программу 1-го этапа «инвестквот и аукционов по крабу», произошло ухудшение финансового состояния ввиду увеличения задолженностей по банковским кредитам. Они к 2021 году достигли 273 млрд рублей. Это увеличение почти в три раза за период реализации этой программы; показатель долговой нагрузки также увеличился в 2,5 раза, что обусловило ухудшение финансового состояния рыбодобывающих компаний, осуществляющих инвестиции в обновление флота, как и всей рыбной отрасли.
Не менее важен и факт, который замалчивается Минсельхозом и Росрыболовством, полагаю, сознательно. Это осуществленное рядом компаний, которые отказались от участия в 1-м этапе «инвестквот и аукционов по крабу», строительство все же рыбопромысловых судов на российских и зарубежных верфях.
Так, по данным Регистра морских судов, за период 2017–2022 гг. вне рамок программы «инвестквот» было введено в состав флота 19 новых судов, построенных в России и за рубежом. Например, супертраулеры «Владимир Бирюков», «Георгий Мещеряков» и другие. Добавьте сюда продолжающуюся рядом компаний модернизацию действующих судов, и становится очевидным, что вне программы «инвестквот» построено в два раз больше судов, чем при реализации этого механизма.
По существу, все последние годы именно существующий рыбопромысловый флот, наряду с новым и модернизируемым, осуществленными вне 1-го этапа «инвестквот и аукционов по крабу», обеспечивает ежегодный вылов около 4,8–5 млн тонн, о которых пафосно рапортует как о рекордных руководитель Росрыболовства И.В. Шестаков. Вклад в это «инвестиционного» флота пока нулевой. Одни фанфары о будущих «победах», точнее, о предстоящих бедах рыбопромышленников и отрасли.
И все же, несмотря на все это, Госдума 20 декабря 2023 г. приняла законопроект №173016-8 голосами 289 депутатов (64,2% от числа депутатов) всего одной фракции – «Единой России». Недюжинные ораторские способности при проталкивании законопроекта проявил председатель Госдумы В.В. Володин (член партии «Единая Россия»). Он, в частности, заявил и такое: «У нас эта отрасль должна формировать бюджет Российской Федерации и региона, а не развивать другие страны». Вот так, одним махом г-н Володин отменил главенствующую веками задачу рыбной отрасли – насыщение внутреннего рынка высококачественной отечественной рыбной продукцией. Подавайте, рыбаки, господам Володиным не сельдь, треску, минтай и даже не лососевых и осетровых, а деньжат, и поболее.
Все другие оппозиционные фракции в Госдуме: КПРФ, «Справедливая Россия – Патриоты – За правду», ЛДПР, «Новые люди» и не присоединившиеся к фракциям депутаты – все они выступили против законопроекта и голосовали против.
В свою очередь Совет Федерации Федерального собрания, несмотря на неоднократные заверения его председателя В.И. Матвиенко в отстаивании интересов рыбной отрасли в приморских регионов, 23 декабря 2022 г. одобрил законопроект о 2-м этапе «инвестквот и аукционов по крабу» 152 голосами сенаторов (85,4%).
Последствия данного решения фракции «Единая Россия», давшей зеленый свет 2-му этапу «инвестквот и аукционов по крабу», неминуемо вызовут рост оптовых и розничных цен на рыбопродукцию отечественного производства. Как следствие снизится потребление ее населением страны, что вызовет банкротства, прежде всего малых и средних рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих компаний, расположенных в отдаленных приморских регионах.
В этих условиях, с учетом продолжающего санкционного давления на отечественное морское рыболовство, необходимо срочно выработать новую рыбохозяйственную политику России. С временным лагом планирования на 3–5 лет вперед.
Следует поставить перед рыбной отраслью четкую цель: насыщение внутреннего рынка отечественной рыбной продукцией, способной обеспечить рекомендованную Минздравом норму среднедушевого потребления по доступным ценам для населения с разным уровнем дохода.
К сожалению, сейчас руководство отрасли, или, как его именуют, «отраслевой регулятор», ориентируется на то, чтобы побольше «железа» построить на отечественных верфях, побольше денег выдавить из рыбаков на аукционах по крабу и побольше рыбы направить на экспорт. В существующей стратегии рыбной отрасли даже установлены целевые показатели по объему добычи рыбы новыми судами, построенными на отечественных верфях, объему экспорта рыбы и валютной выручке.
Необходимо уйти от такого подхода и отменить все законодательные акты, предусматривающее «инвестквоты». Нужно отменить аукционы и плату за использование ресурсов отечественными рыбаками.
Взамен предложить только налоговую систему для рыбного хозяйства – так, чтобы денежные поступления от отрасли регулировались только налогами. И дальше начинать работать в новых условиях, внося необходимые коррективы в рыбохозяйственную политику каждые 3–5 лет.
Можно ли такую программу разработать быстро? Считаю, можно, если опираться на отраслевую науку, профессиональную общественность, с учетом наших национальных особенностей и бассейнового принципа управления отраслью.
Главное – принять и следовать на практике целевой установке: постепенное наращивание потребления отечественной рыбы населением страны по доступной цене с разным уровнем дохода.
Для управления новой рыбохозяйственной политикой России в особых санкционных условиях следует на федеральном уровне осуществить корректировку управление отраслью.
Напомню, что еще III Всероссийский съезд работников рыбного хозяйства обратился к президенту России В.В. Путину с предложением о преобразовании Росрыболовства в Министерство рыбного хозяйства с соответствующими полномочиями.
Надо сосредоточить в Минрыбхозе России все те функции, которые в последнее тридцатилетие растащили по разным ведомствам. С этим не раз обращались как ветераны рыбной отрасли, так и действующие рыбопромышленники к властным структурам. Пока положительного решения не принято.
Будем надеяться, что санкционный фактор заставит власть все же с повышенным вниманием отнестись к рыбной отрасли. В противном случае останемся, как в известной сказке, у разбитого рыбного корыта.
Автор: Вячеслав Зиланов, заслуженный работник рыбного хозяйства России, экс заместителя Министра рыбного хозяйства СССР (1988 -1992 гг.).
Источник: Газета «Советская Россия»