На Дальнем Востоке завершился основной сезон добычи минтая – рыбаки снова выловили рекордное количество белой рыбы. Впереди, пожалуй, главная кампания – путина лососёвая. Правда, от неё в этом году как раз рекордов не ожидают, а предварительный прогноз вылова почти вдвое ниже, чем в 2023 году. Итоги первой и ожидания от второй обсудили во Владивостоке на заседании Дальневосточного рыбопромыслового совета, сообщает Новости Владивостока на VL.RU .
Сезон «А» (основной, зимне-весенний) минтаевой путины завершился на Дальнем Востоке 9 апреля. В 2024 году за 100 дней сезона российские рыбаки выловили свыше 830 тысяч тонн белой рыбы, что на 3,2% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Общий объём добычи за сезон превысил 1 млн тонн, прирост 8,6%. В запас на сезон «Б» (осенне-зимний) осталось ещё 123 тысячи тонн.
Руководитель ТИНРО Алексей Байталюк рассказал об особенностях промысла в Охотском море. Так, например, циклоны стали посещать акваторию реже, штормов было меньше. С одной стороны, это хорошо – рыбаки меньше находились в простое. Но с другой – отсутствие штормов повлияло на ледовитость – льды стали более плотными, поэтому суда занимали меньшую площадь зоны.
Среднесуточный вылов составил 8,5 тысячи тонн. Зафиксирована высокая доля взрослых рыб и молоди, которая создаёт промысловый запас на будущие годы. Байталюк уверен, что в этом году рыбаки освоят 93-94% разрешённого объёма вылова.
Президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак отметил, что судов на промысел стало выходить меньше – в этом году их было 113, это самое малое количество за последние 10 лет. Незначительно, но эффективность добычи тоже снизилась. Зато приросло морское производство основных видов продукции (рыба без головы +8%, рыба неразделанная +26%, икра +9%, филе и фарш +1%, сурими (рыбный фарш) – рекордные +40%).
Несмотря на то, что рыбы выловили много, в экономическом выражении минтаевый сезон оказался не столь успешным, поскольку рыба дешевеет. Рыбаки переживают, что 2025 год может эту негативную тенденцию сохранить, ОДУ одобрен ещё почти на 12% больше – 222 тысячи тонн в Охотском и 23 тысячи тонн в Беринговом море. Российский рынок потребляет в год около 200 тысяч тонн. А остальные нужно куда-то экспортировать, что тоже окажет давление на внешние рынки и скажется на ценах.
В феврале Владимир Путин поручил проработать субсидирование перевозок рыбы по железной дороге с Дальнего Востока на запад страны. Исполнить поручение требовалось до 15 апреля, но пока решение ещё не принято. Глава Росрыболовства Илья Шестаков на вопрос корреспондента Новостей VL.ru ответил, что этим поручением занимается Минсельхоз, работа идёт полным ходом. И есть все основания полагать, что в ближайшее время решение будет принято, и перевозка лососёвых и иваси также будут субсидироваться.
Лососёвая путина начнётся в мае. Предварительный прогноз – 320 тысяч тонн, но, по словам Шестакова, цифра будет корректироваться по мере наполнения рек рыбой, идущей на нерест. Как всегда, будет работать федеральный штаб, который собирается раз в неделю, и комиссии в субъектах, которые будут решать оперативные вопросы.
– Сложно пока говорить о каких-то рекордах, – говорит Илья Шестаков. – Определяющее значение имеет лососёвая путина, потому что по другим видам водных биоресурсов динамика не сильно колеблется год от года. Будем стараться, как всегда, вместе с рыбаками, чтобы рекорды были.
– У нас стоит амбициозная задача – нужно насытить рыбой и морепродуктами не только внутренний рынок, но и нарастить экспорт. Пока мы с цифрами, которые нам поставило Правительство, справляемся. В этом году нам надо сделать 5,6 млрд долларов экспорта. Основные рынки – это азиатские: Китай, Япония и Южная Корея. Нидерланды, Латинская Америка. Ещё бурно развивается африканский рынок – Нигерия стала одним из пяти самых крупных импортёров. В 2023 году порядка 18 стран прибавилось в географии нашего экспорта, – уточняет Шестаков.
Подготовка к путине-2024 началась осенью 2023 года. Руководитель ВНИРО Кирилл Колончин рассказал, что учётные траловые съёмки в Охотском и Беринговом морях проводились в сентябре и октябре. На основе полученных данных учёные смоделировали прогнозы. В Охотском море ожидаемый объём вылова западно-камчатской горбуши – 38 тысяч тонн, сахалино-курильской горбуши – 49 тысяч тонн, из которых 10 тысяч приходится на горбушу Южных Курил, остальное – на сахалинскую. В Беринговом море ожидаемый объём вылова горбуши северо-востока Камчатки составит 68 тысяч тонн.
Ожидается, что доля горбуши в структуре всех тихоокеанских лососей составит 60%, или 193 тысячи тонн из общего прогнозного параметра в 320 тысяч тонн. В сравнении с прошлым или 2018 годами, когда путины стали рекордными за всю историю промысла, цифра кажется небольшой – в прошлом году выловили более 601 тысячи тонн, в 2018-м – более 675 тысяч тонн. Но, как отмечает Кирилл Колончин, нынешняя цифра близка к средним многолетним значениям. Доля кеты и нерки оценены соответственно на уровне 28-29%, кижуч, чавыча и сима сформируют в общем 3%.
– После 2018 года установилось чёткое чередование относительно урожайных чётных и относительно неурожайных нечётных лет, что в первую очередь связано с колебанием численности горбуши. Мы ожидаем, что в этом году начнётся поступательный рост вылова тихоокеанских лососей, в первую очередь горбуши, – говорит глава ВНИРО.
Традиционным промысловым регионом станет Камчатский край, здесь выловят больше половины лососёвых. В 2024 году основу вылова будут формировать северо-восточный и западное побережье Камчатки, восточно-сахалинская подзона и охотоморское побережье Хабаровского края. В Приморье красной рыбы ловят мало, прогнозное значение – 1,78 тысячи тонн.