В ходе Восточного экономического форума во Владивостоке прозвучали предложения по вопросам сохранения кадров в рыбной отрасли, популяризации рыбной продукции, исполнения обязательств по инвестквотам и другие темы. Что еще обсуждали участники сессии «Рыбная отрасль – драйвер социально-экономического развития Дальнего Востока» в материале Новости VL.RU.
Что тянет рыбаков вниз?
Как отметил в самом начале руководитель Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) Илья Шестаков, единственным драйвером развития ДФО рыбохозяйственный комплекс назвать нельзя – лишь одним из… Тем не менее, именно Дальний Восток добывает больше 70% водных биологических ресурсов по стране. А благодаря механизму инвестквот в макрорегион удалось привлечь больше 200 млрд рублей инвестиций (по всей стране – 270 млрд). За 10 лет прирост уловов здесь составил 50% – самый высокий показатель для России.
Что же мешает развиваться дальше, двигаться быстрее, а ловить глубже? По словам Шестакова, проблема кроется в других отраслях – например, в строительстве судов и создании береговой инфраструктуры.
– По идее сейчас все 106 судов первого этапа [инвестквот] уже должны были быть построены. Это не просто был бы драйвер развития Дальнего Востока – совершенно другая отрасль была бы. А мы сейчас построили только 28, – эмоционально высказался глава Росрыболовства.
Возразить ему никто не смог, так как судостроители в данной сессии не участвовали. При этом очень аккуратно участники «лавировали» вокруг вопроса о плате за перезакрепление рыболовных участков. Эта тема стала больной для отрасли ещё на этапе обсуждения законопроекта, а в июле соответствующее постановление было принято Правительством РФ.
Если коротко, то рыбаки-пользователи участков смогут продлить свой статус на 20 лет вперёд, без торгов, уплатив определённую сумму. Расчет её будет проходить с учётом объёма добычи за последние четыре года, который стал рекордным для отрасли и сейчас идёт на спад. Суммы в итоге исчисляются сотнями миллионов рублей, а для предприятий Камчатки – миллиардами. Предусмотрена рассрочка, но 40% необходимо внести уже при заключении договора.
Практически все спикеры уверяли друг друга, что в ходе дальнейшей законотворческой работы удастся найти компромисс – например, ввести более ощутимую рассрочку платежей. Губернатор Камчатского края Владимир Солодов отметил, что в этой ситуации важно «не пустить курицу, которая несет золотые яйца, на суп» – правительство региона уже предлагает федеральным коллегам свои альтернативы принятым нормам. Эту точку зрения в целом поддержала и Ирина Яровая, заместитель председателя Госдумы.
Илья Шестаков же заявил, что «могло быть и хуже» – например, все участки могли пустить на аукцион. Также он посоветовал рыбопромышленникам не забывать о нуждах федерального бюджета, который сейчас тоже «испытывает трудности».
Контейнеры и железнодорожные тарифы
В чём и по чём приходится доставлять рыбу потребителю? На этот вопрос по большей части отвечал генеральный директор ООО «Дальрефтранс» Андрей Гречкин. По его словам, контейнерный парк – это основное средство доставки рыбопродукции с востока на запад, и с в 2018 года он существенно обновился. Весь российский рынок на сегодня вырос с 5 тысяч контейнеров до 12 тысяч.
– Всё упирается в пропускную способность. То есть контейнеров сейчас достаточно, я могу сказать. Бывают периоды, особенно когда идёт большая красная путина – они концентрируются на Западе, и их нужно возвращать. Это было в прошлом году – в этом году этой проблемы, к сожалению, нет. Потому что красная путина не очень радует всех, – отметил Гречкин.
Цена вопроса, в свою очередь, упирается в тарифы РЖД. Железнодорожный тариф с востока на запад страны составляет до 50% расходов на транспорт. Правда, в этом отношении рыбакам помогают субсидии на перевозку рыбы с Дальнего Востока. Изначально они действовали только для минтая, но постепенно расширились, и этот процесс продолжается.
Едят ли дети Пятачка?
Коснулась дискуссия и вопроса популяризации рыбопродукции в обществе. В этом отношении за минтай ответил Савелий Карпухин, генеральный директор ООО «Русская рыбопромышленная компания». Рассказав, что именно из минтая изготовляют все рыбные бургеры в популярных сетях фастфуда, он добавил, что со стороны предприятия уже поступило предложение включить в школьное меню в Приморье филе минтая судовой заморозки. Воспитывать любовь к рыбе нужно с детства, и делать это разными способами.
– У нас в мультипликации есть Свинка Пеппа, Винни-Пух, Пятачок, Волк с Зайцем из «Ну, погоди!», Лиса из Колобка. Минтая нет! Это такая полушутка. Знаете, есть такой мультик из недружественной страны про моряка Попайя, который ел шпинат, – и американские дети реально стали больше есть шпинат, благодаря такому «супергерою, – улыбаясь сказал Савелий Карпухин.
Идея присутствующим понравилась. Правда, Илья Шестаков усомнился в том, что дети едят Пятачка. Карпухин заверил его в обратном – действительно едят.
Привлечь кадры ипотекой
Как отметил президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев, рыбаков на сегодня, на самом деле, не так много – по Дальнему Востоку в среднем 2% общей занятости в экономике (на Камчатке больше 10%). Но экономическая отдача превышает этот показатель: по выручке – 5%, по налогам – около 10%.
Проблема привлечения кадров сегодня является одной из актуальных – многие уходят, ещё больше людей не идут в эту профессию. У Ассоциации есть на этот счёт своё предложение.
– Есть хороший механизм – «Дальневосточная ипотека». Он востребован, работает, но рыбаки могут применять его на общих основания – ограничение по возрасту до 35 лет. Посмотрели оценку «ВНИИ труда», средний возраст рыбаков – 44-50 лет. Вполне высокого потенциала возраст – и для работы, и для других свершений. Поэтому мы предлагаем подвинуть возрастной ценз вправо – до 44 лет, – заявил Алексей Осинцев.
По его словам, подобная инициатива уже проработана в Приморском крае и сейчас обсуждается на уровне регионального правительства.
В ходе дискуссии зампредсед Госдумы Ирина Яровая также предложила всем участникам выйти с инициативой и дополнить национальный проект «Кадры» финансовой поддержкой прибрежных субъектов ДФО по созданию профессиональных колледжей – именно для рыбной отрасли.