Президент АРПП Георгий Мартынов: Рыбная продукция, включая консервы, дешеветь не будет

В 2025 году рыбные консервы в России подорожают, об этом говорят и бизнес, и экономисты. Игроки рынка отмечают, что это произойдет по многим причинам, часть из которых скажется на стоимости сильнее других. Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов рассказал о том, какие факторы влияют на формирование конечной цены рыбной продукции для потребителя, а также какие трудности в связи с этим испытывают рыбаки и перерабатывающая отрасль, в материале РБК.

Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов:

— Сказать точно, на сколько произойдет подорожание, сейчас сложно. Но дешеветь продукция рыбная, в том числе и консервы, не будет. Во-первых, потому что отрасль находится в инвестиционном процессе, и наши рыбаки, которые добывают рыбу, участвуют в этих программах, строят пароходы, строят заводы. Естественно, все это отражается на себестоимости продукции, потому что вся стоимость и кредитов, и строительства – все закладывается в конечную цену.

Следующее, что повлияет на цену консервов определенным образом, и вообще это очень спорный вопрос, – маркировка продукции «Честным знаком». Во-первых, по моим данным, пока ни одна рыбопромышленная компания не подтвердила, что то оборудование, которое устанавливает «Честный знак», за которое естественно надо будет платить, оно работает, как должно было работать. Постоянно идут какие-то сбои, настройки, достройки. На мой взгляд, пока не понятно, когда же все неполадки будут устранены. И второе – мы не видим возможности «Честного знака» контролировать качество. Более того, полагаю, что любая компания, которая захочет выпускать консервы, и будет ставить «Честный знак», это будет определенным прикрытием для того, чтобы они входили в торговые сети. Почему? У нас есть система, которая называется «Меркурий», она контролируется Россельхознадзором, и вся продукция, которая вылавливается, замораживается, переправляется на транспорте, поступает в реализацию и в торговые сети, это все отслеживается. У системы «Меркурий» есть четкое прослеживание продукции, и видно, на каких стадиях является та или иная выловленная рыба – от вылова в море до поступления на прилавок. Это гарантировано просматривает система «Меркурий». Там тоже есть определенные сложности.

По «Меркурию» иногда видно, что какая-то компания приобрела условно тысячу тонн дальневосточной сардины иваси, и вдруг, откуда ни возьмись, эта же компания выпустила сайру. Сразу вопрос – фальсификат? Конечно, от иваси никто не отравится, но где честность, зачем потребителя вводить в заблуждение. Если вы сделали консервы из дальневосточной сардины иваси, то и пишите, что это иваси. Но ни в коем случае не сайра. Но это по системе «Меркурий» видно, какая продукция заходит, а какая продукция выходит. А в «Честном знаке» нам не понятно. И потом, если у нас уже есть «Меркурий», зачем нам еще «Честный знак»? Конечно, это повлечет определенные расходы.

Кроме того, продукция дорожает потому что дорожает сырье, поскольку, как я уже говорил, рыбаки вкладывают в инвестиционные программы, и все затраты от их хозяйственной деятельности закладываются в стоимость продукции. Но здесь еще и плата за водные биологические ресурсы (ВБР), она дорожает, и в этом году предлагается ввести индекс, поэтому плата за ВБР увеличится на коэффициент 1,08. То есть рыбаки, прежде чем выловить рыбу, они платят за водные биологические ресурсы, и когда платеж подтвержден, им предоставляется право – разрешение на вылов.

Ну, и один из любимых видов консервов – это лососевые, обычно используется горбуша, нерка. По добыче тихоокеанских лососей идет процесс подготовки к перезаключению договоров на пользование рыболовных участков. Отрасль оценивает переоформление участков в 200 млрд. руб. Это очень большая сумма, которая отразится на стоимости рыбной продукции, в том числе и сырья для консервов».

Ранее РБК Приморье писал, что мнение о стоимости консервов высказывал генеральный директор компании «Доброфлот» Александр Ефремов. Среди основных причин он также называл закредитованность отрасли, рост тарифов и стоимости логистики, новые требования к маркировке и дефицит сырья.

Больше новостей в Telegram-канале Ассоциации