Почти 400 рыбаков не могут сойти на берег с судов компании «Восток-1»

Из-за ареста счетов и имущества рыболовецкого колхоза «Восток-1» суда предприятия вынуждены простаивать на рейде, а их экипаж не может сойти на берег. Заложниками этой ситуации стали почти 400 рыбаков. Как пояснил РБК Приморье руководитель предприятия, сейчас на рейде в российских территориальных водах вынужденно остаются 13 судов, еще 2 – в южнокорейском Пусане. При этом рыбколхоз пытаются спасти, а работу флота возобновить – многое зависит от решения Арбитражного суда Приморского края, которое должны принять сегодня, 18 сентября.
Фото: АО «Рыболовецкий колхоз «Восток‑1»

«Почти 400 человек вынуждены оставаться на судах предприятия. На данный момент всем необходимым на минимальном уровне они обеспечены, но запасы заканчиваются. Через несколько дней у судов закончится топливо, у экипажей – запас продуктов питания. Из-за арестованных счетов и отсутствия четкого понимания дальнейшей судьбы предприятия контрагенты отказываются работать в долг: не ставят суда к причалам, не дают топливо, лишь по продуктам некоторые идут на встречу. <…> Сегодня на 17 часов назначено заседание Арбитражного суда Приморского края по нашему ходатайству об изменении обеспечительных мер – просим суд частично разблокировать счета предприятия. Чтобы нам разрешили осуществлять необходимые платежи для обеспечения безопасной стоянки судов, а также для снабжения экипажа всем необходимым», – рассказал генеральный директор АО «Рыболовецкий колхоз «Восток‑1» Александр Сайфулин.

Отметим, что сами рыбаки рассказывают о различном сроке вынужденного простоя – от 10 дней до нескольких недель. Сайфулин пояснил, что сложная ситуация сложилась после иска Генпрокуратуры и введения обеспечительных мер в конце августа – об этом уже писал РБК Приморье. Но так как суда в это время находились на промысле, то в ближайшие порты они прибывали в разное время. Последние остаются на рейде как минимум с 10 сентября. Люди не могут сойти на берег, так как должны соблюдаться требования по минимальному составу экипажа для обеспечения безопасной стоянки (например, для перемещения судна в случае ухудшения походы). У пирса минимальный состав экипажа можно будет уменьшить.

Руководство «Восток-1» просит у Арбитражного суда Приморского края не только частично разблокировать счета, чтобы оплатить стоянку, подвоз топлива и продуктов. Отдельные требования касается необходимости оплатить труд рыбаков. Как сообщили редакции РБК Приморье некоторые из них, зарплата за август выплачена не была.

«Нам поступили средства за реализацию продукции, но поступили в валюте – за экспортную выручку. То есть в долларах у нас имеется необходимая сумма для выплаты зарплат. Но банки, ссылаясь на обеспечительные меры, исходят из того, что валюта – это не денежные средства, а товар, он заблокирован, арестован. Мы сейчас ведем переписку с банком и судебными приставами, чтобы разрешить данную ситуацию. В ходатайстве в Арбитражный суд Приморского края по обеспечительным мерам мы также просим разрешить конвертацию валюты, полученной от реализации продукции, и направление этих средств на выплату заработной платы», – сообщил Александр Сайфулин.

Напомним, что 25 августа Арбитражным судом Приморского края был зарегистрирован иск Генеральной прокуратуры РФ к АО «Рыболовецкий колхоз «Восток-1» и его основателю Валерию Шегнагаеву. В числе ответчиков также указаны генеральный директор колхоза Александр Сайфулин, пять членов семьи Шегнагаевых, Алексей Кумшатский и Яков Шевченко. К делу привлечены южнокорейские компании Global Seafood Corp. и Oriental Pacific Co. Ltd, а также North Pacific Corp. из США. По мнению прокуратуры, добывая рыбу и краба под фактическим иностранным контролем (в нарушение закона), предприятие причинило ущерб водным биоресурсам в размере свыше 37,6 млрд руб. В итоге суд запретил рыбколхозу добывать водные биоресурсы по оспариваемым квотам и наложил арест на имущество, включая суда, акции и доли в других компаниях.

При этом руководство АО «Рыболовецкий колхоз «Восток‑1» надеется, что предприятие перейдет под управление Росимущества и продолжит свою работу. Ранее представители компании сообщали о начавшихся переговорах с АО «Дальневосточная рыбопромышленная управляющая компания» (ДРУК). Предполагается, что именно эта компания займется операционной деятельностью рыбколхоза, так как в прошлом она уже занималась изъятыми в пользу государства рыбопромышленными активами. Гендиректор «Востока-1» не стал раскрывать детали этого процесса, сказав следующее: «Продвигаемся в позитивном ключе».

Сложившуюся ситуацию для РБК Приморье прокомментировали в краевой Ассоциации рыбохозяйственных предприятий.

«Для нас наиболее важно сохранить коллектив. Потому что «Восток-1» – это не просто рыбопромышленная организация. Она специализируется на очень узком глубоководном промысле. Таких компаний практически нет в мире – только мы работаем на глубинах до 2,5 тыс. м и успешно добываем макруруса, глубоководных крабов. И флот рыбколхоза «Восток-1» как раз приспособлен для глубоководного промысла: это другие лебедки, другая технология. Это направление нужно сохранить и развивать. <…> Надеемся, что в ближайшее время Арбитражный суд Приморского края примет решение и хотя бы частично разблокирует счета предприятия, даст возможность администрации «Востока-1» оплатить стоянку у причала, подвоз топлива и продуктов. Без этого ситуация станет просто аварийной», – отметил президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Георгий Мартынов.

Судя по картотеке дел Арбитражного суда, следующее заседание иску Генпрокуратуры должно состояться 18 сентября в 17:00. При этом в производство также принят иск от Росрыболовства о расторжении договора на закрепление квот – первое заседание отложено до 14 октября 2025 года. В последнем на текущий момент иске в адрес предприятия, поступившем 15 сентября в арбитраж, заявлены требования ООО «Имтрейд» о взыскании задолженности в размере 11,6 млн руб. за поставки нефтепродуктов.

АО «РК «Восток-1» было создано в 1991 году Валерием Шегнагаевым. Генеральным директором в настоящее время является Александр Сайфулин. Колхоз владеет современным флотом из пяти краболовов и восьми ярусоловых судов, оснащенных перерабатывающими фабриками. Компания выпускает до 15 т крабовой продукции и до 20 т мороженой рыбы в сутки прямо на судах, ведет промысел в Японском, Охотском и Беринговом морях. По итогам 2024 года выручка компании составила 3,8 млрд руб., чистая прибыль – 217,8 млн руб.

Больше новостей в Telegram-канале Ассоциации