Минэкономразвития России утвердило заключение об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона о втором этапе инвестиционных квот. В документе министерство указало на отсутствие должного обоснования проблемы, несоответствие проекта закону об обязательных требованиях, социально-экономические риски для рыбной отрасли и потери доходов для бюджетов разных уровней. Для подготовки заключения использовался прогноз издержек, предоставленный Всероссийской ассоциацией рыбопромышленников в рамках публичных консультаций. |
Заключение об оценке регулирующего воздействия на проект «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» статс-секретарь – заместитель министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев направил в Минсельхоз России 15 марта. Минэкономразвития обратило внимание разработчика на 9 существенных замечаний, а также риски, возникающие вследствие принятия законопроекта.
Отметим, что Всероссийская ассоциация рыбопромышленников принимала участие в публичных консультациях, проводимых Минэкономразвития с 7 по 14 февраля 2022 года, в том числе обеспечила расчетными данными по затратам исполнения требований законопроекта. Прогноз издержек ВАРПЭ учтен в заключении.
Как отмечается в документе, преимущества при участии в аукционе получат компании, которые имеют в данный момент лучшее финансовое состояние, в том числе доступ к заемным средствам. «Такой подход может привести к лишению части предприятий возможности осуществления данного вида деятельности, ухода с рынка и банкротству», — говорится в заключении. Указанный риск требует оценки, считают в министерстве. По мнению Минэкономразвития, разработчиком не рассмотрены альтернативные способы стимулирования переработки и увеличения производства ВБР.
Заявленная потребность в еще большей загрузке отечественных верфей приведет к большей ресурсной нагрузке на предприятия в текущем периоде – как заказчиков, так и исполнителей строительства инвестиционных объектов, что требует более четкого планирования и сопоставления с фактическими возможностями задействованных отраслей промышленности. С учетом изложенного сроки введения регулирования требуют дополнительного обоснования, считает министерство.
Также в заключении на законопроект отмечается, что аукционы второго этапа, учитывая опыт первого, «могут стать инструментом допуска одних и тех же крупных участников первого этапа без возможности доступа субъектов малого и среднего предпринимательства на рынок рыбной продукции». Кейс первых «крабовых аукционов» показывает, что вместо запланированного регулятором увеличения конкуренции на рынке добычи краба произошла концентрация. «В особенности указанный фактор необходимо учитывать при принятии решения о доле распределения инвестиционных квот по моллюскам, учитывая, что в настоящее время вся квота распределена по историческому принципу», — говорится в документе.
В заключении указано на недостаточную проработку способа расчета долей распределяемых квот и наличие ошибок в предложенном способе, а также на неопределенности, возникающие при трактовке положений, касающихся выделения квот на добычу моллюсков через аукционный принцип. По мнению Минэкономразвития, предложенный законопроектом договор о закреплении квот добычи (вылова) моллюсков и прочих водных беспозвоночных «имеет неоднозначную юридическую природу, что не соответствует принципу определенности, закрепленному в статье 7 Федерального закона № 247-ФЗ».
Замечания ведомства возникли и к срокам реализации второго этапа инвестиционных квот в части аукционов на крабов и моллюсков. «Между тем новое регулирование требует достаточного переходного периода как для возможности адаптации хозяйствующих субъектов к новому регулированию, так и для подготовки и принятия нормативных правовых актов, отсылочные нормы на которые предусмотрены проектом акта», — говорится в заключении.
Напомним, целью рассмотрения проектов нормативных правовых актов Минэкономразвития России является определение 3 ключевых параметров: первый — обоснованность проблемы, на которую направлено регулирование; второй — возникновение дополнительных расходов бюджета различных уровней; третий — возникновение необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Как следует из заключения, законопроект о втором этапе инвестиционных квот получил от министерства «неуд» по всем имеющимся параметрам. В своем заключении Минэкономразвития указало на отсутствие должного обоснования проблемы, не соответствие проекта закону об обязательных требованиях, социально-экономические риски для рыбной отрасли и потери доходов для бюджетов разных уровней.
Также напомним, что ранее Всероссийская ассоциация рыбопромышленников, Российский союз промышленников и предпринимателей и «ОПОРА РОССИИ» выступили за введение моратория на внесение изменений в главный отраслевой закон, а также предложили признать законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» утратившим свою актуальность.
Заключение об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» можно скачать по ссылке.
Источник — https://fishery.ru/news?idnews=595163