Покупательская способность сегодня снизилась по всем отраслевым направлениям, сообщает ИА Конкурент. Но в рыбной отрасли ситуация усугубляется введением инвестиционных квот, в рамках которых конечная ценовая нагрузка негативно отразится на потребителе, считает Георгий Мартынов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края.
Так, в соответствии с первым этапом введения инвестквот должно быть построено около ста достаточно дорогих судов. Объем затраченных средств, составляющих в приоритете кредитные займы, можно представить, опираясь на среднюю стоимость строительства одного крупнотоннажного судна, которая составляет около 100 млн долларов.
— Таким образом, продукция, добываемая в дальнейшем этими судами, будет премиальной, и об отложенном спросе на внутреннем рынке говорить не приходится. Потому что даже при нормальной ситуации премиальный продукт для российского потребителя слишком дорогой, здесь всегда круг потребления был ограничен узким сегментом. Тем более сейчас, когда покупательская способность стремится к нулю, продукция по высокой цене не может быть востребована априори, – сообщил KONKURENT.RU Георгий Мартынов.
Ко всему прочему, по словам президента АРПП, у рыбохозяйственных предприятий существенно сократились каналы сбыта на иностранные рынки. Таким образом, рыбодобытчики оказались в заложниках политическо-экономической ситуации. Продавать ниже себестоимости смысла нет – такая «экономика» ведет к банкротству предприятий, с учетом той кредитной нагрузки, которая легла на предприятия. В свою очередь экспорт фактически невозможен.
— Например, внутренний рынок не готов потреблять те объемы морепродуктов и по тем ценам, что могут быть ему предложены. А в ближайшее время собираются реализовывать второй этап аукционов квот краба. Если это произойдет, то рыбная отрасль на 84% будет ориентирована только на премиальную продукцию, которую внутренний рынок не освоит», – уверен Георгий Мартынов.
Уже на этапе реализации первого этапа аукционов реализация мороженого краба не просто сократилась, а «встала». Основные покупатели краба – Америка и Япония – продукт по понятным причинам не берут. На внутренний рынок краб вообще не поставляется, а тот краб, который сейчас продается во Владивостоке, на 95% браконьерский, заявил представитель рыбохозяйственной ассоциации.
— При этом рынку не хватает элементарно сайры – в Мировом океане осуществляют деятельность всего лишь четыре наших судна, и в прошлом году добыча сайры составила каких-то 610 тонн, всю остальную рыбу мы покупаем у японцев и тайваньцев, которые работают там же, в открытом океане, – резюмирует Мартынов. – Что касается дальневосточной сардины иваси, в регионе просто нет флота для правильной добычи этой рыбы. При том способе вылова, который используется сейчас, тралами, она пригодна только для технической эксплуатации – на муку и жир.