В Совете Федерации обсудили проблемы и перспективы развития рыбохозяйственной отрасли. Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин провел заседание «круглого стола» на тему «Проблемы и перспективы развития прибрежного рыболовства».
В ходе заседания был рассмотрена тема правоприменительной практике Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также вопрос о влиянии механизма инвестиционных квот добычи (вылова) водных биоресурсов на развитие прибрежного рыболовства.
— Прибрежное рыболовство имеет социальную направленность, поскольку способствует развитию береговой переработки в прибрежных регионах, созданию дополнительных рабочих мест, как за счет увеличения рыбопереработки. Оно играет важную роль в обеспечении населения качественной и доступной рыбной продукцией, — подчеркнул Сергей Митин.
По его словам, указанный закон существенно изменил принципы осуществления прибрежного рыболовства. В частности, было установлено «единое промысловое пространство», то есть возможность осуществлять прибрежное рыболовство в тех же районах, что и промышленное рыболовство — на континентальном шельфе и исключительной экономической зоне, исключено требование в отношении осуществления прибрежного рыболовства только на рыболовных участках, установлена необходимость регистрации пользователей в соответствующем прибрежном регионе, а также обозначен повышающий коэффициент при определении квот, равный 1,2 для лиц, осуществляющих прибрежное рыболовство.
Вместе с тем, указал сенатор, производство продукции на судах было разрешено только в случаях, установленных федеральным законом. Но действующее на то время законодательство не предусматривало производство рыбной продукции на судах прибрежного рыболовства. «Уловы водных биоресурсов должны были доставляться на берег в живом, свежем или охлажденном виде. Правоприменительная практика этой нормы показала, что с учетом удаленности прибрежного рыболовства и малых сроков хранения охлажденной продукции без проведения первичной переработки уловов невозможно доставить на берег качественное сырье для производства продукции».
Сенатор отметил, что контролирующие органы обратили внимание на недопустимость проведения первичной переработки уловов на борту судна, осваивающего прибрежную квоту, как не предусмотренную законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. «Фактический запрет на первичную обработку уловов вынуждал компании отказываться от прибрежного лова, ввиду удаленности районов промысла и малых сроков хранения уловов в охлажденном виде».
В этой связи Сергей Митин напомнил, что соответствующий закон был принят по инициативе Совета Федерации и эта проблема была урегулирована. В том числе, путем установления возможности производства на рыболовных судах при осуществлении прибрежного рыболовства живой, свежей или охлажденной рыбной продукции для доставки ее в порты в целях обеспечения загрузке качественным сырьем рыбоперерабатывающих предприятий в прибрежных субъектах Российской Федерации или реализации этой продукции населению. Предполагалось, что реализация закона будет способствовать загрузке береговых рыбзаводов и насыщению внутреннего рынка доступной и качественной отечественной рыбной продукцией.
Сергей Митин обратил внимание на то, что в настоящее время из 27 рыбоперерабатывающих заводов в рамках первого этапа инвестиционных квот построено 25. Проведенный Комитетом СФ анализ загрузки мощностей рыбоперерабатывающих заводов, расположенных в прибрежных регионах показал, что они недозагружены сырьем, Так, среднегодовая загруженность составляет на уровне 60 процентов, а в отдельных случаях — ниже.
Сенатор также проинформировал о предложениях, направленных на развитие прибрежного рыболовства, которые поступили от регионов и ассоциаций.