Проблема промысла глубоководных крабов не решена. Суда компаний снимаются с промысла, а люди теряют драгоценные рабочие места. На фоне роста социальной напряженности на Дальнем Востоке, вместо помощи предприятиям, рыбаки фиксируют полное игнорирование их проблем Федеральным агентством по рыболовству. Чиновники Росрыболовства уже недвусмысленно заявляют, что ухудшение экономического состояния предприятия произошло из-за правительства. Заместитель главы Росрыболовства Петр Савчук, выступая во Владивостоке перед рыбаками на Дальневосточном научно-промысловом совете заявил, что введение 8,5 тыс. тонн глубоководных крабов в промышленный оборот зависит от действий правительства. Он рекомендовал рыбакам более не беспокоить Росрыболовство по этому вопросу.
Переадресация рыбацких претензий на уровень главы правительства Михаила Мишустина вызвала недоумение представителей рыбацких организаций. Это заявление можно было расценить как неудовлетворительную оценку работы правительству.
Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Георгий Мартынов уверен, что столь резкое заявление было сделано из-за того, что регулятор вступил в открытый конфликт интересов с предприятиями, добывающими малоценные глубоководные крабы.
Более года рыбаки доказывали чиновникам ФАР, что реализация права на вылов глубоководных крабов на аукционах делает этот промысел убыточным. Три проведенных аукциона, на которые не было подано не одной заявки, подтвердили правильность позиции отраслевых предприятий.
После того, как чиновники ФАР перестали реагировать на обращения организаций, рыбаки обратились к премьер-министру. В обращении к главе правительства рыбаки указали, на ошибочную позицию регулятора, который игнорировал аргументы рыбаков о нерентабельности промысла при выставлении 50% долей квот глубоководных крабов на аукцион.
В июне 2020 г. Минсельхоз признал, что аргументы рыбаков и общественных организаций были обоснованы объективными экономическими расчетами. При этом убытки государства из-за неэффективного использования федерального ресурса – сотни миллионов рублей. Но если государство в состоянии перенести данные экономические потери, то предприятия отрасли могут начать путь к банкротству. Регионам грозит потеря сотен рабочих мест, и это на фоне объявленной государственной кампании по восстановлению экономики.
В данный момент Минсельхоз пытается законодательно решить эту проблему. Сразу два законопроекта по глубоководным крабам сегодня в стадии обсуждения. Один из них – проект изменений в Положение о распределении общих допустимых уловов водных биоресурсов применительно к видам квот их добычи. Предлагается следующая формулировка: «Общие допустимые уловы, распределенные применительно к квоте добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях и не распределенные в установленном порядке путем заключения договоров о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях, распределяются применительно к видам квот добычи (вылова) водных биоресурсов, указанным в абзаце десятом подпункта «а» пункта 2 настоящего Положения, по остаточному принципу по отношению к предыдущим видам квот не позднее 1 июля текущего календарного года».
По сути, это нормативный акт, согласно которому ФАР должен непроданные на аукционах 8,5 тыс. тонн глубоководного краба перевести из инвестиционных в промышленные. То есть распределить по историческому принципу 16 предприятиям Дальнего Востока.
Казалось бы, рыбаки могут обрадоваться и ждать от регулятора приказа о наделении квотами конкретные предприятия. Но не прошло и недели, как появляется еще один проект Постановления правительства, который может свести на нет полтора года борьбы за выживание и развитие российского глубоководного промысла.
Второй нормативный акт – изменения в Приложение к правилам организации и проведения аукциона (утверждены Постановлением правительства от 28 августа 2019 г. № 1113). Эти изменения должны снизить начальную цену лотов глубоководных крабов в 2,5 и 2,8 раза, чтобы регулятор вновь попытался продать квоты, которые планируют перевести из инвестиционных в промышленные первым нормативным актом.
Получается, что, не успев перевести квоты из инвестиционных в промышленные, из-за ошибки в просчетах и игнорирования мнения рыбаков, регулятор спешит вновь наступить на грабли аукционов. Эта абсурдная ситуация еще раз подчеркивает, что на самом деле обращения и аргументы рыбаков в профильных ведомствах услышаны лишь частично. Становится очевидным, что чиновники ФАР после провала трех аукционов «закусили удила» и будут пытаться продать доли квот на глубоководные крабы.
Это подтвердил Петр Савчук. По его словам, несмотря на все аргументы рыбаков, ФАР все равно продаст глубоководных крабов на аукционе. Чиновник, правда, сослался на то, что это обусловлено требованиями ФАС, которые против, чтобы глубоководные крабы сняли с торгов.
Вот только Росрыболовство, ставя такие цели, надолго замораживает тысячи тонн крабов для промысла. Если оглянуться на начало истории с несостоявшимися аукционами, то складывается впечатление, что руководство ФАР изначально скрывало от правительства все объективные, экономические расчеты, которые доказывают и обосновывают нерентабельность проведения аукционов в отношении этих видов крабов. И Минсельхоз ранее не вникал в суть дела. И только в июне 2020 г. под давлением общественности рассмотрел расчеты ФАР и признал эти ошибки.
Доказательством ошибочности позиции чиновников регулятора является Пояснительная записка, которую чиновники Минсельхоза разместили к Проекту изменений в Приложение к правилам организации и проведения аукциона: «Первоначальная стоимость каждого из шести несостоявшихся лотов составляла 785 924 989,64 руб. По мнению Минсельхоза России, отсутствие заявок обусловлено высокой начальной ценой лотов аукциона, добыча (вылов) глубоководных видов крабов является более затратной и менее рентабельной по отношению к другим видам крабов. Промысел указанных видов крабов является труднодоступным, так как их вылов осуществляется на глубинах 800–1500 м, а районы промысла удалены от берега. Работа в таких условиях предъявляет особые требования к промысловым судам в части автономности их плавания, по оснащению их более мощным и энергоемким промысловым оборудованием, усиленным траловым комплексом, а также более износоустойчивым промысловым вооружением».
Отсутствие рентабельности промысла и пытались доказать чиновникам ФАР представители рыбацких компаний. Но, может быть, рыбаки обращались не адресу?
Формально за изменение нормативной базы отвечает Минсельхоз. Однако фактически за обоснование изменения нормативной базы, за всю экономику промысла, за развитие отрасли, за нарастающий или падающий российский вылов отвечает Росрыболовство.
Давайте предположим, что в ноябре 2019 г. чиновники ФАР прислушались к аргументам рыбаков и, как компетентные профессионалы, проанализировав стоимость лотов, стоимость постройки судна в рамках инвестиционных обязательств и товарную выручку, пришли к выводу, что затраты на приобретение лотов на промысел не окупятся за 30 лет.
Как структура, которая имеет перед государством и обществом обязательство эффективно распоряжаться биоресурсами, регулятор должен был еще осенью поднять вопрос о нецелесообразности проведения торгов перед Минсельхозом. И тогда, в июне 2020 г., квоты бы эффективно осваивались рыбаками, и вопрос с аукционами был бы закрыт. Но ФАР затягивал этот вопрос, на согласование уйдет еще достаточно много времени, флот уже начал сниматься из районов промысла и, чтобы вернуть его обратно, предприятия понесут огромные материальные затраты на эти необоснованные маневры. По вине ФАР. Эти затраты предприятия намерены возмещать за счет ФАР по судебным искам, хотя агентство свою прямую вину сейчас пытается перенести на правительство, о чем фактически и заявил рыбацкому сообществу Петр Савчук 10 июля 2020 г. на ДВНПСе.
Но если проблема не решена, следовательно, чиновники не исполнили свои служебные обязанности. Закономерный итог: в июне 2020 г. Минсельхоз подтверждает: цена на крабовые лоты была завышена в десятки раз и ФАР, включив глубоководные крабы в инвестиционные квоты, проявил не профессиональный, а эмоциональный подход в виде «все крабы на аукционы», и сейчас предприятия несут прямые финансовые потери, вплоть до банкротств и разрушения социальной сферы Дальневосточного региона в связи с предстоящим увольнением работников.
Оценка Минсельхозом сделана, и рыбацкое сообщество требует служебного расследования непрофессиональных действий чиновников ФАР, объявления виновных и принятых мер административного наказания. Это требуется для адресных судебных исков к конкретным виновникам.
«Средние рыночные цены за одну тонну конкретного вида крабов, определенные на основании результатов аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) крабов, проведенных в 2009 – 2017 гг., по крабу-стригуну красному – 150 275,58 руб. и по крабу-стригуну ангулятусу – 132 137,35 руб. Указанные цены не являются в полной мере объективными в связи с тем, что при расчете средней цены данных видов крабов необходимо было учитывать результаты всех прошедших ранее аукционов и, как следствие, средняя цена по крабу-стригуну красному в сумме 108 217 руб. была завышена в пять раз из-за цены, установленной по итогам аукциона 2017 г., которая составила 528 800 руб., а по крабу-стригуну ангулятусу средняя цена составила 17 803 руб. и была завышена почти в 14 раз из-за цены, полученной по итогам аукциона 2014 г., которая составила 246 471 руб. При этом необходимо отметить, что по результатам проведенных Росрыболовством в 2020 г. аукционов, по остаткам нераспределенных квот в рамках заявочной кампании 2018 г., по продаже права на заключение договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) крабов средняя рыночная цена одной тонны краба-стригуна красного составила 54 199,05 руб., что более чем в два раза ниже стоимости реализации в рамках аукциона по продаже права на заключение договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов, предоставленной в инвестиционных целях», — указано в Пояснительной записке.
То есть аналитики Минсельхоза делают вывод, что назрела объективная необходимость в приведении начальной цены глубоководных видов крабов в соответствие с рыночными ценами. Они предлагают установить для расчета стоимости лотов цену за одну тонну краба-стригуна красного и краба-стригуна ангулятуса в сумме 54 199,05 руб.
Однако расчеты аналитиков не учитывают, сколько тысяч рублей упадет на тонну крабов из-за финансовых расходов, которые будут потрачены на строительство судна по инвестиционным обязательствам. То есть к стартовой цене лота потенциальные покупатели прибавляют 1,5 млрд руб. и получают на выходе, что стоимость тонны краба на аукционе опять выходит за пределы 120 тыс. руб.
Таким образом, проблема эффективного решения вопроса по глубоководным крабам может плавно перетечь в 2021 г. Но рыбаки уверены, что проблему решить можно. Аналогичная позиция и у Генпрокуратуры. Изучив документы, надзорный орган пришел к выводу, что инвестиционные квоты вылова не перераспределены по остаточному принципу в нарушение Положения о распределении общих допустимых уловов (утверждено Постановлением правительства РФ от 15 декабря 2005 г. № 768). В связи с этим в адрес заместителя министра сельского хозяйства — руководителя Росрыболовства внесено представление.
Но это решение проблемы лишь на этот год. Необходимо вносить изменения в распоряжение правительства и исключить глубоководные крабы из перечня объектов, право добычи которых попадает под инвестиционные аукционы.
Источник — https://konkurent.ru/article/30041