Российские сенаторы изучили вопрос строительства краболовных судов на верфях Приморского края

По поручению Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко в период с 12 по 14 ноября 2019 г. делегация Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации изучила вопрос строительства краболовных судов на верфях Дальнего Востока.

Все организационные вопросы по приему членов Комиссии и организации работы на территории Приморского края взяла на себя Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья — Президент Ассоциации  Г.Г. Мартынов.

Состав делегации:
1. Митин Сергей Герасимович – Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию;
2. Грешнякова Елена Геннадьевна – член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Хабаровского края;
3. Бойцов Василий Борисович — вице-президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) по техническому развитию;
4. Джунковский Пётр Константинович – заместитель Председателя Правления Союза рыболовецких колхозов России.

Кроме того, работе Комиссии в вопросах готовности приморских верфей к строительству флота по итогам крабового аукциона оказывали помощь представители администрации Приморского края, судостроители и представители рыбной промышленности края — члены Общественного совета при Росрыболовстве – президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) Георгий Мартынов, председатель совета директоров медиахолдинга Fishnews Эдуард Климов и президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока (АДК) Александр Дупляков.

Комиссия ознакомилась с работой следующих судоремонтных предприятий: АО «Восточная верфь»; АО «Центр судоремонта «Дальзавод»; ПАО «Находкинский судоремонтный завод» и ПАО «Славянский судоремонтный завод».

Предварительные итоги

Нужна серийность. Сергей Митин напомнил, что в Совете Федерации создана специальная рабочая группа, которая занимается мониторингом реализации закона о рыболовстве. В этом году приняты изменения законодательства по крабовым аукционам. «Закон достаточно был дискуссионный, спорный», – отметил сенатор. В то же время нынешнее законодательство, по словам Сергея Митина, позволяет применять инвестиционный принцип при распределении квот на вылов водных биоресурсов. Предполагается, что будет построено 25 краболовов для Дальнего Востока.

В правительстве предлагают ввести аукционы на остальные виды водных биоресурсов. «Пока это приостановлено», – сообщил парламентарий. Однако сенаторов беспокоит, насколько возможно строительство декларируемого количества судов, в частности краболовов. Для того чтобы разобраться в ситуации, парламентарии решили побывать на верфях Приморского и Хабаровского краев. Такая поездка важна, чтобы оценить, какие меры господдержки нужны, чтобы программа по строительству флота была реализована.

Делегация оценила возможности по строительству судов для промысла краба на судостроительных предприятиях Приморья.

Судостроители использовали встречу с сенаторами в качестве возможности рассказать о наиболее острых вопросах. Одной из ключевых проблем является  отсутствие специализированной региональной компании, которая могла бы заниматься проектированием судов с учетом местных реалий.

Сергей Митин предложил обратить внимание Министерства промышленности и торговли на необходимость создания проектного института.

Вице-президент ОСК Василий Бойцов делал упор на важность серийности. Единый проект, помимо экономии средств проектирования, обеспечивает серийность, что тоже позволяет удешевить строительство, заявил он. Объединенная судостроительная корпорация уже не раз призывала отказаться от кастомизации. «Насколько компании – добытчики краба готовы к единому проекту?» – обратился к рыбкам представитель корпорации.

Связующим звеном в общении с рыбаками судостроители видят Ассоциацию добытчиков краба Дальнего Востока. Под эгидой АДК можно собрать всех потенциальных судовладельцев и рассмотреть с ними один-два проекта. Предприятия, если у них будет понимание по экономии средств за счет серийности, могли бы найти общий язык.

Отмечено, что серийность была бы удобна и для производителей комплектующих, так как общий проект позволит им составить определенную программу работы на перспективу.

Кадровая головоломка. Вполне ожидаемо участники встречи много говорили о кадрах для дальневосточных верфей. Отток из региона трудоспособного населения отнюдь не способствует развитию производств. Есть и проблемы с качеством подготовки специалистов.Кроме того, чтобы люди согласились на переезд в Дальневосточный регион, им нужно предложить определенные преимущества. Уровень заработной платы должен быть чуть ли не в два раза выше, чем в европейской части страны, рассказали судостроители. Приезжим необходимо обеспечить проезд на родину и обратно, проживание, питание. Все эти расходы приводят к более высоким ценам на судостроение и судоремонт в ДФО.

Предприятия стремятся сами готовить для себя сотрудников, используется система наставничества. При этом наставников материально стимулируют к обучению новых кадров. Но это также отражается на себестоимости. Предлагается продумать механизмы господдержки предприятий, которые берут на себя подготовку кадров. В октябре этот вопрос обсуждался на совещании, которое проводил в Хабаровском крае вице-премьер – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. Он пообещал поддержать верфи.

Локализация и субсидии. Чтобы минимизировать риски с рабочей силой, нужно вкладываться в оборудование и технологии. Есть много программ по поддержке такого развития, но требования в них слишком жесткие, тот же механизм лизинга нуждается в совершенствовании, считают судостроители.
Сергей Митин, комментируя эту тему, заявил, что готов организовать диалог с Минпромторгом для обсуждения инструментов поддержки.

Говорилось также о возможности участия верфей в ТОР и свободном порте Владивосток, о стоимости электроэнергии.

Представители рыбного бизнеса уже ставили вопрос о требованиях, которые постановление правительства от 17 июля 2015 г. № 719 определяет для признания судна построенным на отечественной верфи. О том, что российская промышленность пока не готова к таким жестким рамкам, говорят и судостроители.

Обсуждались и субсидии на приобретение краболовного флота в рамках проекта «где ловим, там и строим», которые предложили ввести вице-премьеры Юрий Трутнев и Алексей Гордеев. Их инициативу одобрил президент Владимир Путин. Участники встречи отметили, что механизмы компенсаций можно продумать не только для судовладельцев, но и для верфей.

Сергей Митин напомнил об активном использовании субсидий для развития отечественного сельского хозяйства. В результате аукциона из отрасли изъяты очень серьезные средства. Возможно, разумно было бы направить это финансирование на поддержку дальневосточных заводов, которые будут участвовать в обновлении флота, раз уж государство заявляет о такой цели.

Источники — Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья и Fishnews