Об итогах пресс-конференции с Президентом Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья

17 февраля 2020 г. состоялась пресс-конференция с Президентом Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгием Мартыновым.

В пресс-конференции приняли участие представители федеральных и региональных средств массовой информации. Среди них такие популярные издания как независимое информационное агентство «Интерфакс», «Российская газета», газета «Известия», Новости VL.ru, ООО «Восток-Медиа», КГБУ «Общественное Телевидение Приморья», «Дальневосточная газета Золотой Рог».

Модератором данного мероприятия была главный редактор интернет-портала Fishnews.ru Маргарита Крючкова.

В ходе пресс-конференции были рассмотрены вопросы взаимодействия власти, бизнеса и рыбацкой общественности в свете развития рыбохозяйственной отрасли региона и страны.

Основные вопросы пресс-конференции:
— управленческие решения в рыбной отрасли — развитие или стагнация?
— стратегия развития рыбной отрасли или инвестиционные квоты?
В каком направлении двигаться отрасли?
— международное сотрудничество и увеличение экспорта;
— роль общественных организаций в решении отраслевых проблем.

Участники данного мероприятия попытались разобраться в том, какая же роль определена бизнесу, а какая власти в рыбопромышленном комплексе.

I. Сегодня государство, в рыбохозяйственном комплексе, представлено в роли регулятора (Федеральное агентство по рыболовству), контролера (пограничники) и науки (ВНИРО).

В настоящее время в рыбохозяйственном комплексе страны нет ни одного государственного рыбодобывающего предприятия, которое производит рыбную продукцию.

Вся экономика рыбохозяйственного комплекса страны складывается из экономик отдельно взятых негосударственных предприятий и все достижения в рыбохозяйственном комплексе – это достижения этих предприятий, которые и составляют экономический базис рыбной отрасли.

Для эффективности работы этих организаций необходимы грамотные, своевременные управленческие решения государственных органов.

В Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлен приоритет рационального использования водных биоресурсов перед использованием в качестве объекта права. Но на практике этот приоритет не работает.

Как пример – ситуация с углохвостой креветкой в подзоне Приморья. Так в 2019 году только из-за непринятого своевременного решения, промысел этого объекта просто не мог осуществляться. Неиспользованными остались 1 880 тонн углохвостой креветки, которая поставляется исключительно на внутренний рынок страны. По мнению профессионального сообщества, причина по которой промысел этого не ОДУемого объекта не велся просто придумана юристами и не имела под собой ни биологического ни экономического обоснования.

Под вопросом освоение в 2020 году 820 тонн углохвостой креветки.

Следующий вопрос, который неоднократно поднимали рыбаки – принятие оперативных мер по прекращению промысла не ОДУемых объектов при достижении величины рекомендованного вылова.
Представьте: от момента освоения установленного объема рекомендованного вылова до момента издания приказа Минсельхоза о запрете промысла, проходит около месяца. Ответственные рыбаки в этот период прекращают промысел, но находятся и такие, которые продолжают его вести до издания приказа. В результате по отдельным неОДУемым объектам отмечается значительный перелов.

Рыбацкое сообщество неоднократно выходило с инициативой по внесению изменений в правила рыболовства или изданию отдельного правового акта регламентирующего эту процедуру. Но вопрос до сих пор не решен.

Затронув эту тему, хочется особо подчеркнуть, насколько болезненным и длительным стал процесс внесения необходимых, для эффективного ведения промысла, корректировок в правила рыболовства. Ведь рыбалка – это постоянно меняющийся процесс: изменяются биологические характеристики запаса, гидрометеорологические, экономические условия промысла, а изменения правил рыболовства не успевают за этим процессом.

Сегодня нормативно – правовое регулирование оставляет желать лучшего и на региональном уровне. К примеру, жители Приморья с 2016 года практически не видят в продаже свежих красноперки, пеленгаса, лобана, наваги и других любимых приморцами видов рыбы. Причиной этого является региональный документ (решение Исполнительного комитета Совета Депутатов трудящихся) от 1974 года, который по каким-то непонятным причинам решили реанимировать в 2015 году. В результате в заливе Посьета, где массово велся прибрежный лов этих видов, промысел с 2016 года запрещен. Это касается и других традиционных объектов промысла.

Иногда оперативному принятию необходимых управленческих решений препятствуют не только зарегулированность, но и неоднозначное толкование государственными органами законодательство.
Как пример – ситуация с глубоководными крабами в 2020 году. Напоминаем, что в 2019 году не состоялись аукционы по продаже 6 лотов инвестиционных квот глубоководных крабов. Несмотря на отсутствие правовых оснований для выделения в 2020 году инвестиционных квот краба стригунов-красных и ангулятуса, для этих целей зарезервировано более 8,5 тыс. тонн квот этих видов крабов.

Складывается абсурдная ситуация: в 2020 году в инвестиционных целях использовать эти квоты крабов не позволяет законодательство, а распределить их в промышленных целях (как это предусмотрено в постановлении правительства № 768) у чиновников не хватает решимости. В результате 8,5 тыс. тонн краба до сих пор выведены из промышленного оборота.

Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса ставит задачи по развитию промысла в открытых районах Мирового океана, за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Более того регулятором прорабатываются меры оказания государственной поддержки в виде дотаций на топливо.

Вместе с тем по непонятным причинам рыбохозяйственные предприятия не могут в текущем году получить у регулятора разрешения на промысел за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Или другой пример, когда действия силовых структур воспрепятствовали международному сотрудничеству российских и японских рыбаков в открытом районе Мирового океана. В результате сократились поставки мороженной сайры, произведенного на российской плавбазе, для обеспечения работы береговых рыбоконсервных предприятий на территории Приморья.

II. 26 ноября 2019 года распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена «Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года». Данным документом поставлены задачи и даны основные направления развития рыбной отрасли. Так к 2030 году «объем добычи скумбрии и сельди-иваси в северо-западной части Тихого океана планируется увеличить до 650 тыс. тонн». Для достижения этих показателей, оценочно, необходимо дополнительно задействовать до 30 добывающих и не менее 5 современных приемо-перерабатывающих судов, помимо определенных в стратегии рыбоперерабатывающих мощностей на Курильских островах.

К сожалению, сегодня мероприятия, по обновлению рыбопромыслового флота не предусматривают строительство таких судов.

С учетом сезонности промысла сельди-иваси и скумбрии встает вопрос где использовать этот флот в зимне-весенний период. Рационально было бы задействовать этот флот в декабре-апреле на промысле минтая и сельди в Охотском море, но инвестиционные квоты этих объектов уже распределены, без учета стратегии. Более того, стратегия не предусматривает и строительства краболовного флота и не ставит задачу по развитию крабового промысла.

К сожалению рядом федеральных органов власти не учитываются положения данной стратегии при разработке предложений и принятию решений в сфере регулирования рыбохозяйственного комплекса.
Самым ярким примером этому являются различные предложения в Правительство Российской Федерации Федеральной антимонопольной службы. Этот орган продвигает идеи аукционных продаж квот на все основные водные биоресурсы, а также выставлять на аукционы весь прирост общедопустимого улова, при этом умалчивая, что делать в случае его сокращения.

Более того, отдельные правовые акты Правительства Российской Федерации не учитывают положения им же утвержденной Стратегии.

Так Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2020 г. № 83 утвержден новый объект инвестиций: судно для промысла минтая и сельди в Карагинской подзоне. При разработке данного постановления рыбаки неоднократно обращали внимание на недопустимость такого объекта инвестиций, т.к запасы минтая в этом районе находятся в депрессивном состоянии, да и запасы сельди оставляют желать лучшего. Хотим напомнить, что для сохранения популяции минтая в Карагинской подзоне был введен запрет на промысел этого объекта в Западно-Беринговоморской зоне западнее 174 меридиана. По мнению рыбаков, данные меры просто подорвут и так не стабильные запасы и уже точно не создадут условий для развития рыбохозяйственного комплекса.

Кратко, хотелось бы остановиться на вопросе обновления и строительства рыбопромыслового флота.
Стратегией развития отрасли в рамках реализации комплексных проектов «Новая тресковая индустрия» и «Пищевая пелагика» предусмотрело строительство на период до 2025 года 43 и 35 судов соответственно. Помимо этого, в рамках реализации программы «Морские биотехнологии» 5 судов для добычи криля и 3-х транспортных судов.

Также планом мероприятий по реализации стратегии в рамках создания условий для привлечения инвестиций на период 2021-2026 годы предусматривается строительство более 100 новых мало и средне-тоннажных судов. Итого стратегией предусмотрено к 2026 году построить 186 судов. К этому необходимо добавить обязательное строительство 35 краболовных судов в течении 5 лет, в соответствии с заключенными договорами по предоставлению инвестиционных квот на вылов краба.

Получается всего, за ближайшие 6 лет, необходимо построить в России 221 рыбопромысловое судно, или примерно по 36 судов в год. Насколько это реально? Готовы ли сегодня наши судостроительные организации к решению данной стратегической задачи? Изучение этого вопроса членами Совета Федерации, совместно с рыбацкой общественностью, показали, что на Дальнем Востоке только две верфи готовы начать работу с рыбаками по строительству краболовного флота. Это: «Восточная верфь» и «Находкинский судоремонтный завод», которые не смогут закрыть всю потребность в новострое в столь ограниченный период, даже только в отношении Приморских рыбаков.

Полагаем, что без участия зарубежных корабелов решить столь масштабную задачу по обновлению флота будет весьма проблематично.

Необходимо отметить, что государством принимаются соответствующие меры на уровне как исполнительной власти, так и парламентариев.

III. Государством перед рыбаками поставлена задача по увеличению экспорта, в соответствии с которой рыбаки нашей страны к 2024 году должны поставить на экспорт продукции на 8,4 млрд. долларов США.

Почти четверть этого объема (2 млрд. долларов США) должны реализовать Приморские рыбаки.
К сожалению, пограничная транспортная инфраструктура оказалась к этому не готова. Сегодня отмечается серьезная проблематика по доставке за рубеж продукции морского промысла в живом и свежем виде. Автомобильные пограничные автопереходы не в состоянии без задержек пропускать экспортируемые объемы. Задержки живой продукции на границе достигают 7-8 суток. Рыбаки несут потери, в отдельных партиях, от 10 до 100%.

Не можем не упомянуть сложившуюся обстановку в Японском море с северокорейским браконьерством, которое носит угрожающий характер.

Помимо того, что серьезно подорваны запасы тихоокеанского кальмара в Японском море, российские рыбаки фактически вытесняются северокорейским флотом из своей экономической зоны и вынуждены прекращать промысел в Японском море. Этот вопрос из экономической перешел в политическую плоскость.

Российские рыбаки ждут от государства принятия решительных мер.

IV. Это далеко не полный перечень проблем даже для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, поднимаемых рыбаками. Для их решения необходимы серьезные государственные меры.
У наших коллег в Северном, Западном, Южном бассейнах, центральной части России существуют свои серьезные проблемы.

Очень сложно урегулировать проблемы разных бассейнов одним законодательством. Нередко меры, предлагаемые одним бассейном для решения своих проблем, оказывает негативное влияние на рыболовство в других регионах страны.

Приморские рыбаки видят решение данной проблемы в необходимости консолидации рыбохозяйственных объединений для выработки согласованных позиций в решении возникающих вопросов.

Кроме того, на пресс-конференции были обсуждены следующие вопросы:

— испытывают ли рыбодобывающие предприятия Приморья проблемы в работе на фоне вспышки коронавируса в КНР?
Рыбодобывающие предприятия Приморья не испытывают серьезных проблем в работе на фоне вспышки коронавируса в КНР, сообщил Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. «Да, были закрыты пограничные переходы, но мы рыбу продаем, в основном, перегружая ее в море. Судно заходит в российский порт, оформляется, потом уходит в сопредельные страны. Некоторые компании говорят, что несколько снизилась интенсивность проведения грузовых работ. В Китае массовые скопления запрещены, и некоторые проблемы с техникой выгрузки, говорят, возникают. Но пока серьезных жалоб в рыбохозяйственном комплексе мы не видим», — добавил президент АРПП.

— о проекте нового указа Президента Российской Федерации «О национальном плане развития конкуренции в РФ на 2021-2025 год», в котором ФАС России выступила с новыми инициативами по распространению аукционного принципа на другие виды водных биологических ресурсов.
Рыбаки считают, что распределение ВБР на аукционах сделает рыбу еще более недоступной.
«Проводилась очень большая работа с правительством РФ, депутатами Госдумы, сенаторами, чтобы после введения торгов по крабам такой принцип распределения не распространился на другие виды водных биоресурсов»,- напомнил президент АРПП Георгий Мартынов. «Нас поддерживает Министерство сельского хозяйства, Росрыболовство, профильные комитеты СФ, профильные комитеты Госдумы. Тем не менее, мы видим, что единственный наш противник – это ФАС России – сегодня включает аукционный принцип распределения в проект указа президента. Это нас очень настораживает. Этим мы окончательно подрываем принцип исторического обладания квотами и переходим к аукционному распределению ресурсов», – заявил руководитель Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья.
«Продажа доступа к ресурсу на торгах приведет к тому, что предприятия, которые поставляют продукцию на внутренний рынок, просто умрут или расходы будут закладываться в цену для потребителя», — считает первый вице-президент АРПП Александр Васьков.

— о высокой стоимости рыбы на Дальнем Востоке?
Рыбаки продают рыбу в море, они не устанавливают конечную цену для потребителя. В счет идет оплата транспорта, перегрузка в порту, хранение, доставка, сети – они и складывают итоговую стоимость. Росрыболовство никак не может это регулировать, хотя рыбопромышленники уже не раз предлагали установить конечные цены, определить максимальную разницу между закупочной ценой и итоговой, ограничить количество посредников. Но пока эти предложения остаются предложениями.

В заключении, Президент АРПП Георгий Мартынов поблагодарил представителей СМИ за проделанную совместную работу и выразил уверенность в том, что открытое демократичное обсуждение актуальных вопросов рыбохозяйственной отрасли положительно отразится на эффективном функционировании рыбного хозяйства нашей страны.

Источник — Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья