Острая ситуация вокруг очередного «экоконфликта» в крае все больше похожа на кейс из дежурной обоймы маргинальной политики.
Инициатива по изменению границ ООПТ «Лиман реки Раздольная» в ходе проведенных краевым Минприроды публичных консультаций собрала 812 отзывов в свою поддержку, против выступили всего 105 участников опроса, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на информацию своих источников. Такой исход консультаций, по мнению жителей Надеждинского района края, оказавшихся, по сути, заложниками ситуации, позволяет им надеяться, что ряд околополитических «игроков» уже не сможет легко манипулировать краевыми властями, прикрываясь «правом народа» и неким «мнением людей».
Объективности ради отметим, что «защита природы» в нашей стране действительно все чаще становится темой, на которой стремятся «набрать очки» разные политические и околополитические силы. Не стал исключением и Приморский край, где с прошлого года идут бурные дебаты о том, в каких случаях допустимо пересматривать границы особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Очевидно также и то, что далеко не все участники дискуссии готовы воспринимать аргументы другой стороны и находить компромисс, который бы учитывал и природоохранный аспект, и интересы населения территорий, вплотную прилегающих к ООПТ.
Границы по факту
Напомним, что предложения по изменению границ ООПТ появились, когда Заксобрание Приморья приняло краевой закон № 556 «Об особо охраняемых природных территориях» в новой редакции. Закон разрешил корректировать границы ООПТ, утвержденные еще при советской власти, в том числе и с учетом мнения общественности. Однако среди общественников уже тогда проявили себя те, кто явно хотел бы учесть только свое мнение. Как известно, накануне заседаний ЗС ПК, на которых рассматривался резонансный законопроект, проходили пикеты, активная кампания против нового закона об ООПТ развернулась и в соцсетях. Происходящее настойчиво позиционировалось как противодействие «коммерсантам из «Единой России», претендующим на запасы гидробионтов», хотя, объективно, законопроект поддержали представители разных фракций Заксобрания.
Следующее обострение в этой истории случилось весной 2020 года, когда нормы закона № 556 попытались впервые применить на практике для изменения границ ООПТ «Лиман реки Раздольная» (известной также как Тавричанский лиман). Тогда же «экоактивисты» пытались в судебном порядке оспорить закон в целом, добиваясь того, чтобы любое изменение границ региональных ООПТ проходило сложную бюрократическую процедуру в Москве.
Несмотря на то, что Приморский краевой суд отказал в удовлетворении иска, решение об изменении границ ООПТ в Тавричанском лимане было отложено — чтобы, в том числе, изучить мнение жителей прилегающих к ООПТ сел Тавричанка и Девятый вал. Их, к слову, действительно очень обеспокоил появившийся в 2019 году щит с предупреждением о наличии охранной зоны ООПТ: в охранную зону по факту попали дачи, гаражи и хозяйственные постройки, законно принадлежащие селянам на праве собственности. Возникли серьезные опасения, что теперь жители Надеждинского района лишатся права использовать свое имущество только потому, что оно находится вблизи границ ООПТ, образованной еще в 1974 году.
— На данном участке находятся жилые и хозяйственные постройки. Они являются учтенными, оформлены в собственность граждан. Эти участки выдавались еще в 70-х годах прошлого века под застройку. Также здесь находятся два летних детских лагеря, — прокомментировала ситуацию заместитель главы Тавричанского сельского поселения Мария Лединина.
Кроме того, до недавнего времени никого не смущали ни промышленное рыболовство в этом районе акватории Амурского залива, ни многочисленные любители подледной рыбалки, каждую зиму добывающие в лимане рыбу — кто себе на стол, а кто для того, чтобы продать улов и прокормить семью. Кстати, с вступлением в силу в 2021 году постановления правительства РФ (№ 1039 от 13 июля 2020 года «Об определении платы за посещение особо охраняемых природных территорий для физических лиц» — ред.) за удовольствие посидеть на льду придется платить — если, конечно, границы территории не будут изменены.
Собственно, эти аргументы жители населенных пунктов Надеждинского района приводили и в СМИ, и в ходе публичных консультаций по вопросу изменения границ ООПТ, завершившихся, напомним, в конце октября. Однако с противоположной стороны вновь звучали лозунги про «непоправимый ущерб» экологии — которые, заметим, по странному совпадению звучат почти везде, где планируется какой-либо проект с созданием рабочих мест.
Слушания проводились дистанционно, учитывая сложную эпидемиологическую ситуацию: свое мнение нужно было отразить в специальной анкете, отправив ее на электронную почту министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края. Любопытно, что и на этом этапе некоторые «экоактивисты» попытались организовать нужную им точку зрения населения: в ряде местных пабликов, например, предлагалось заполнить опросный лист по готовому шаблону — то есть просто скопировав заранее составленный текст, где планируемые изменения границ ООПТ объявляются, что называется, «вне закона», и вписав в форму свои ФИО и контакты.
«Право народа» против права народа?
Совпадение это или нет, но громче всех о том или ином предполагаемом вреде для «уникальной природы края» в последние годы заявляют, как правило, представители нескольких неоднозначно, а подчас и просто скандально известных общественных организаций.
В частности, в таком контексте речь может идти об общественном движении с громким названием «Право народа». Его члены, напомним, на ниве борьбы за экологию уже «торпедировали» общественные слушания по проекту терминала СПГ в Хасанском районе.
Однако наибольшую активность «правонародники», как видится, развили в Надеждинском районе, где учредители организации вполне могут иметь экономические и политические интересы. В частности, в прошлом году некоторые местные депутаты, предположительно имеющие какие-либо связи и контакты с «Правом народа», могли принимать активное участие в ситуации с заблокированием конкурса на замещение поста главы района, а также внесения изменений в бюджет и в устав территории, причем последняя ситуация едва не закончилась роспуском всей местной думы.
Еще одной ареной схожей политической «активности» стала дума Уссурийска: начиная с избрания нового созыва в 2019 году, активисты «Права народа» (с партбилетами КПРФ) неоднократно пытались вести «свою игру», во время которой наблюдался срыв заседаний и провоцирование коллег-депутатов. Несколько месяцев назад, как широко сообщали региональные СМИ, дело вообще дошло до откровенно скандального инцидента, основными фигурантами которого СМИ называли одного из лидеров «Права народа» Александра Шестуна, его помощника и сотрудницу аппарата думы.
Нельзя не отметить и другую организацию, действующую в схожем с «Правом народа» русле. Речь идет, конечно же, о благотворительном фонде «Элемент», медийным лицом которого по преимуществу выступает активистка Ольга Дымникова. В частности, «Элемент» выступил вместе с «Правом народа» в роли соистца в по уже упомянутом оспариванию в суде краевого закона № 556. К сожалению, информации о каких-либо благих делах или хотя бы инициативах благотворительного фонда «Элемент» (зарегистрирован в 2019 году в селе Филипповка Хасанского района, учредитель публичной по определению организации — некая Нестан Джумберовна Панасюк) в открытых источниках обнаружить пока не удалось.
— Нельзя исключать, что повышенная «природоохранная» активность «Права народа» и его клиентеллы связана, в том числе, с приближением выборов в Законодательное собраниеПриморья. Не исключено, что в организации могут рассчитывать на то, что пресловутый «хайп» на модной сейчас теме заботы о природе позволит повысить популярность и узнаваемость активистов. Но почему бы не подумать и о правах жителей Надеждинского района, которые рискуют лишиться доступа к своему имуществу и источнику заработка? Окончательное решение по поводу изменения границ ООПТ будет, как известно, принимать правительство Приморья, при этом в условиях, когда экономическая ситуация оставляет желать лучшего, а безработица растет, создание новой точки социального напряжения вряд ли отвечает интересам региона,— прокомментировал ситуацию известный политический обозреватель Александр Салков.
Отметим, что принятый в 2019 году краевой закон № 556 предусматривает возможность изменения границ ООПТ, в том числе, в случае, если объекты или природные комплексы утратили свое природоохранное значение. При этом сложно сказать, о какой охране природы может идти речь, если на протяжении десятилетий район Тавричанского лимана постоянно подвергается антропогенному воздействию, а сами населенные пункты, расположенные у границ ООПТ, фактически стали частью Владивостокской агломерации. Все эти моменты, напомним, отражены в отчете экологической организации, выполнившей комплексное экологическое обследование (КЭО) и представившей обоснование для изменения границ ООПТ в специальную комиссию при правительстве Приморского края. В любом случае, к кому именно по итогу прислушаются эксперты и чиновники — к мнению населения или все-таки к политической оппозиции — станет ясно уже совсем скоро.
Источник — https://primamedia.ru/news/1023509/?from=8