Бизнес-обзор: У рыбного порта отбирают причалы

В портовой отрасли Дальнего Востока разразился громкий скандал — подконтрольная Росрыболовству структура хочет отобрать у «Владивостокского морского рыбного порта» причалы, отданные ему ранее в аренду.

Пикантность ситуации в том, что ранее переговоры с «Нацрыбресурсом» вел один из основных акционеров порта Денис Сарана, на данный момент полностью выпавший из бизнес-процессов из-за малопонятного обвинения в занижении таможенных пошлин при экспорте лома чёрных металлов. На фоне заминки с привлечением новых инвесторов на Дальний Восток зону действия Свободного порта Владивосток предлагается распространить на новые территории, при этом губернаторы могут получить право самостоятельно выбирать муниципалитеты под льготный режим. «Газпром» рассматривает возможность перерегистрации зарегистрированных в этой юрисдикции холдингов и проектных компаний в специальные административные районы (САР) РФ, один из которых действует на острове Русский во Владивостоке.

Об этих, и других важных экономических тенденциях читайте в еженедельном бизнес-дайджесте ИА PrimaMedia.

Битва за причалы Владивостока переместилась в Москву

ФГУП «Нацрыбресурс» в Арбитражном суде города Москва добивается расторжения договора аренды, который был заключен между этим государственным унитарным предприятием и ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» («Владморрыбпорт», стивидорная компания в порту Владивосток) на аренду причальных стенок сроком на 49 лет. Судебное заседание назначено на 4 августа.

ФГУП «Нацрыбресурс» создано 9 сентября 1999 года, является владельцем объектов прибрежно-портовой инфраструктуры и служебно-вспомогательного флота, находящихся в собственности РФ и предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота. За предприятием на праве хозяйственного ведения закреплено 193 гидротехнических сооружения, большая часть которых сдаётся в аренду.

Стоит отметить, что вопрос о малоэффективной работе ФГУП «Нацрыбресурс» поднимается уже не первый год. Минсельхоз даже разработал проект закона о реорганизации этого ФГУП, которое предлагается преобразовать в акционерное общество. На данный момент проект завис на стадии согласования в федеральных органах власти.

Владивостокский морской рыбный порт» представляет собой универсальный перегрузочный комплекс, способный осуществлять операции с различными видами грузов и переработку рыбной продукции. Технические возможности позволяют обрабатывать до 5 млн тонн грузов в год, в том числе свыше 200 тысяч TEU (эквивалент 20-футового контейнера).

Причиной иска о расторжении договора заявлено невыполнение «Владморрыбпортом» инвестиционных обязательств по модернизации портовой холодильной инфраструктуры. В частности, стивидор при заключении договора аренды обязался построить на территории порта холодильный комплекс (ни объём, ни тоннаж в договоре не указаны) и развить свои мощности по перевалке рыбы до 500 тысяч тонн год. Объект планировалось сдать в июне текущего года, однако на данный момент холодильник так и не построен.

По неофициальной информации уже начатый проект был заморожен после того, как в 2019 году у акционеров «Владморрыбпорта» возникли разногласия по кадровым вопросам и совместному управлению предприятием, в частности, при реализации этого масштабного инвестиционного проекта. Между тем расторжение договора аренды может привести к тому, что работа порта будет парализована.

51,9% уставного капитала ОАО «Владморрыбпорт» (52,14% обыкновенных акций) через московское ООО «Геотэкс» владеет дочь экс-совладельца холдинга Evraz Александра Катунина Мария Катунина Томпсон. Находящийся под следствием бизнесмен Денис Сарана через Asian Metal Resources Group (США) и ООО «СПВ Капитал» (Владивосток) владеет, соответственно, 20,33% (20,42% обыкновенных) и 8,99% (9,03% обыкновенных) акций «Владморрыбпорта». Напрямую Денису Викторовичу принадлежит 7,15% (7,03% обыкновенных) акций стивидора. Владельцем ещё 10,8% (10,85% обыкновенных) акций «Владморрыбпорта» является Софья Сарана.

Предыдущий договор на аренду причалов закончился в 2014 году и почти два года у акционеров порта ушло на то, чтобы договориться с Росрыболовством (именно оно управляет ФГУП «Нацрыбресурс») на заключение долгосрочного договора с приемлемыми арендными ставками. Главным действующим лицом со стороны порта в этих переговорах и на многочисленных совещаниях самого высокого уровня был член совета директоров порта и один из его основных акционеров Денис Сарана, которому на тот момент удалось привести конфликтующие стороны к соглашению.

Изначально портовики предлагали приватизировать причалы, на которых ещё с 1938 года (!) успешно работал Рыбный порт. Однако в результате, кроме аренды, которую порт платит за два километра причалов, договор закрепил намерения стивидора построить новый складской холодильный комплекс, что позволило бы рыбному терминалу стать самым производительным в России.

Казалось бы, ничего не должно было помешать инвесторам реализовать стратегический план развития. Мало того, полпред президента России в ДФО Юрий Трутнев даже дал поручение оказать поддержку проекту за счет кредита «Фонда развития Дальнего Востока», но он так и не был востребован. При том, что общая стоимость проекта вроде бы как выросла с ранее озвученных для акционеров порта 1,9 млрд рублей до 2,5 млрд.

Строить холодильник начинало специально созданное акционерами ВМРП ООО «Владивостокский рыбный терминал» (ВРТ), кстати, первый резидент Свободного порта Владивосток. Вот только кроме проектирования (и последующего перепроектирования) на месте стройки были выполнены лишь земляные работы (выкопан огромный котлован и проведена подготовка для фундамента), после чего возведение комплекса было приостановлено. Причины приостановки реализации проекта акционеры и руководство «Владморрыбпорта» и «ВРТ» официально не озвучивали.

В деловом сообществе просочилась информация, что акционеры порта разошлись во мнениях, как именно должен строиться этот дорогостоящий объект, и кто из управленцев в порту должен заниматься направлением перевалки рыбы, чтобы достигнуть заявленных показателей и обеспечить его окупаемость. Летом прошлого года Денис Сарана озвучил другую проблему — окупаемость нового холодильника (особенно без применения режима Свободного порта) не подтверждена пока текущей работой и показателями «Владморрыбпорта».

Проект весьма дорогой, при строительстве ошибиться нельзя, а дальнейшие производственные показатели требуются очень амбициозные, и по объему рыбопродукции, и по ее экономике, доле рынка, доходности», — сказал Денис Сарана.

Похоже, что сложившаяся ситуация может быть использована против собственников порта. Вряд ли «Нацрыбресурс» пойдет на мировую или на заключение нового договора. Для Росрыболовства это будет имиджевым ударом, так как глава ведомства Илья Шестаков заверял правительство, что обеспечит модернизацию портовой инфраструктуры в стране.

На этом фоне проще показательно наказать виновника срыва одного из элементов «государственной стратегии развития рыбохозяйственного комплекса». В связи с этим у «Владморрыбпорта» очень туманные перспективы на ближайшие годы. Не исключено, что ему все же вновь отдадут в аренду причалы, но стоимость аренды может вырасти в разы и достигать 400 млн рублей в год. А это фактически будет съедать всю прибыль компании.

Кроме того, в отрасли говорят, что уже сейчас на порт есть потенциальный покупатель, но, если договор аренды будет расторгнут, основной акционер порта может потерять около трети стоимости актива.

Источник — https://primamedia.ru/news/1117479/