Правительство РФ просубсидирует перевозки минтая с Дальнего Востока в центральные регионы России. Речь идет о субсидиях железной дороге на возмещение потерь, возникающих при установлении льготных тарифов на перевозку продукции из минтая. Целью субсидирования является увеличение поставок минтая на внутренний рынок. По данным Ассоциации добытчиков минтая (АДМ), объем внутреннего рынка минтая в настоящее время оценивается в 120–125 тыс. т. Объем необходимых бюджетных средств на субсидирование перевозок оценивается в 1,8 млрд руб. |
Необходимость субсидирования перевозок данной продукции вызвана ограничительными мерами со стороны Китая (с конца 2020 года китайские рынки закрыты для российской продукции в связи с коронавирусной инфекцией). По оценкам Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, еще весной этого года на складских помещениях Дальнего Востока скопилось до 90 тыс. т рыбы. И в данном случае субсидии на перевозку рыбы продиктованы и политическими мотивами.
Об экономический целесообразности и возможности сокращения стоимости минтая в регионах Центральной России говорить преждевременно. Данный вид продукции на рыбном рынке не относится к сегменту премиум-класса. В начале месяца оптовая стоимость 1 кг минтая на Дальнем Востоке составляла 65 руб. В центральной части рыба подешевела до 85 руб. за килограмм.
Если исходить из классического понимания законов спроса и предложения, то, конечно, такие преференции в транспортной логистике должны как минимум не приводить к росту розничных цен на минтай.
На наш взгляд, внутренний рынок должен самостоятельно регулировать потребительские предпочтения. В настоящее время, в условиях пандемии и проводимой политики санкций в отношении РФ, экспортные поставки могут находиться в зоне риска. В данном случае перераспределение и ориентация на внутренний рынок должны рассматриваться как эксперимент с целью исследования потребительских предпочтений и ценовой политики поставщиков.
В таких условиях является целесообразным рассмотреть возможность оптовых закупок минтая для государственных нужд (поставка в государственные и социальные учреждения), что недавно обсуждалось на правительственном уровне.
Дмитрий Агафонов, заместитель директора центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Института экономики естественных монополий РАНХиГС.
Источник — http://fishery.ru/news?idnews=570400