В последнее время, в условиях мировой пандемии covid-19 и обострившихся проблем в мировой морской грузоперевозке, когда не хватает контейнеров, цена на них выросла в 2 – 3 раза и более, усиленные меры карантинного контроля, особенно в Китае, заторы в основных морских портах мира, таких как Лос-Анжелес, когда в ситуацию пришлось вмешиваться президенту США Джо Байдену, всё это очень сильно повлияло на мировую морскую логистику, её скорость и стоимость. |
Здесь же необходимо отметить текущее значительное удорожание перевозок грузов в Европу через Суэцкий канал. Более того, в феврале следующего года администрация Суэцкого канала собирается поднять стоимость прохода для практически всех типов судов на 6 %. Исключение может быть сделано только для СПГ-танкеров и круизных лайнеров.
На фоне транспортных проблем и напряженности в цепочках поставок, резко выросли доходы судоходных компаний. Согласно недавнему отчету консалтинговой фирмы «Aphaliner», прибыль десяти крупнейших судоходных компаний мира в этом году побьет все рекорды и превысит 106 млрд евро. Источники испанского издания «La Vanguardia» прогнозируют более чем шестикратное увеличение по сравнению с показателями 2020 года.
Текущая рыночная тенденция такова, что ставки почти на 200 % выше, чем год назад. Индексы морских перевозок (Drewry’s) свидетельствуют, что цены на фрахт достигли пика и немного снижаются, но в абсолютном выражении они высоки как никогда.
В свою очередь проблемы на погранпереходах с Китаем сделали мультимодальный маршрут из портов Азии в порты Дальнего Востока и далее по Транссибу на запад в европейские страны особенно востребованным. Более высокая скорость доставки и прогнозируемая стоимость увеличили загруженность порта Владивостока и других приморских портов. Прирост грузов в приморских портах привел к тому, что судам с товарами приходится простаивать на якоре и ждать своей очередности. В результате даже был сорван график северного завоза и в ситуацию пришлось вмешиваться вице-премьеру – полпреду президента России в ДФЮ Юрию Трутневу.
Однако сообщая об увеличении загруженности наших морских портов российские власти совершенно упустили из вида значительное удорожание судового топлива для бункеровки морских судов.
По информации судовладельцев, осуществляющих перевозки между дальневосточными регионами, за последние три месяца отпускная стоимость судового маловязкого топлива (СМТ) в порту Владивостока выросла с 54 тыс. руб. до 74 тыс. руб. за тонну. Увеличение стоимости составило 37 % и является беспрецедентным по темпам роста.
Под удар также подпадают и дальневосточные рыбаки, что в свою очередь повлечет за собой удорожание выпускаемой рыбной продукции, что конечно же осложнит выполнение поручения Владимира Путина, данного им на прошлой неделе, о возврате инфляции, которая на конец ноября составила 8,4 %, к целевому уровню в 4 %. Причём в первую очередь это касается продовольствия.
Любопытно, что в корейских, китайских и других международных портовых хабах такого сильного и резкого удорожания бункерного топлива не наблюдается.
Так, в Пусане топливо VLS FO, которому по своим характеристикам соответствует наше судовое маловязкое топливо (СМТ), по информации авторитетного международного портала MABUX, на конец первой декады декабря отпускается по цене 605 долларов США за тонну, что в перерасчете составляет 44,5 тыс. рублей.
Если взять такие крупные мировые портовые хабы как Гонконг и Шанхай, то в цена бункерного судового топлива VLS FO в Гонконге 3 месяца назад фиксировалась на уровне $535 за тонну (39,5 тыс. руб.), а на 10 декабря — $600 (44,4 тыс. руб.). В Шанхае топливо VLS FO продавалось 3 месяца назад по $543 (40,2 тыс. руб.), на 7 декабря — $592 (43,8 тыс. руб.) за тонну.
По информации участников судоходного рынка, объективные причины такого резкого скачка цен на бункерное топливо во Владивостоке и других портах, неизвестны. Операторы топливного рынка и бункеровочные компании не могут объяснить предпосылки для такого значительного удорожания.
Вполне возможно, что изменение конъюнктуры международных транспортных коридоров и рост конкурентоспособности Транссиба, всплеск спроса и рост загруженности морских портов Приморского края, рост количества судозаходов иностранных судов стали причиной необоснованного завышения цен на бункерное топливо со стороны российских операторов топливного рынка, так как объективных причин роста его стоимости в настоящее время не наблюдается.
Не возражаем, если данный материал станет основанием для проведения соответствующей проверки со стороны Федеральной антимонопольной службы.
Источник — https://fishery.ru/news?idnews=586285