Рыбная промышленность Дальнего Востока адаптировалась к пандемии и обеспечила большую часть вылова РФ по итогам 2021 года. Как профессиональные сообщества рыбаков позволили установить принципы долгосрочного распределения ресурсов и удвоить добычу за последние 15 лет, ФБА «Экономика сегодня» рассказал президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Григорий Мартынов. |
– Георгий Геннадьевич, рыбопромышленники Дальнего Востока стали фактически творцами путины 2021 года. Какие результаты ожидаются в этом году?
– Итогом прошлого года стало то, что было выловлено более 5 млн тонн продукции, из которых порядка двух третьих пришлось на Дальневосточный регион. Этот показатель был достигнут, несмотря на сложности, с которыми столкнулись рыбаки. В тяжелых условиях проходила основная минтаевая путина, поскольку Китай, выступавший традиционным рынком сбыта, закрыл основные порты для поставок из России в виде навала, что вынудило перейти на контейнерные перевозки.
В текущем году ожидается, что минтаевая путина пройдет в штатном режиме, тогда как прогнозы относительно лосося пока еще находятся в процессе подготовки, но, скорее всего, рыбы будет достаточно и удастся выловить большую ее часть.
– Какие, по вашему мнению, сейчас есть проблемы в рыбохозяйственной отрасли на Дальнем Востоке?
– Если говорить про коронавирусные ограничения, то ситуация улучшается и поставки в Поднебесную постепенно возобновляются. К сожалению, уже зарегистрировано пять случаев обнаружения инфекции на рыбной таре, прибывшей из России в Китай, поэтому регулирующие органы рекомендуют повысить ответственность в данном вопросе, чтобы не было поводов для очередного отказа КНР от российских поставок.
Из проблем, не связанных с пандемией, особо выделить нечего. Правительство РФ планирует введение следующего этапа инвестиционных квот, что может повлечь за собой определенные риски. Есть некоторая закредитованность отрасли, а переход к следующей части программы без закрытия долгов перед банками может еще сильнее усугубить ситуацию.
– По вашей оценке, программа «Инвестиции под киль» насколько показала свою эффективность?
– Программа существует уже несколько лет, и на сегодняшний день практика показывает, что часть российских верфей просто не готова к строительству флота. Процесс тем не менее идет и заказы есть, но планы подразумевали создание судов за пять лет, а сейчас коллеги из судостроительных предприятий обозначают сроки в шесть-семь лет, и в редких случаях даже допускаются предположения о еще более далеких датах.
Мы считаем, что введение второй части инвестиционных квот нужно производить только после полного завершения первой. Необходимо подвести итоги и понять, как вновь выстроенные суда будут ловить рыбу, как быстро предприятиям удастся завершить строительство флота, и в целом дождаться финальных результатов первого цикла, после чего уже можно будет двигаться дальше.
– Каков, на ваш взгляд, кадровый потенциал отрасли? Что наблюдается сейчас и есть ли программы по привлечению молодежи?
– Инвестиционная политика, проводимая государством, ведет к укрупнению бизнеса, что делает невозможным появление новых игроков. Уже сейчас на рынке не осталось малых предприятий, а через несколько лет уйдут и средние представители отрасли. Это обусловлено огромными расходами в рыболовной промышленности, которые могут позволить себе лишь крупные игроки.
Что касается привлечения молодежи, то в наших краях все в основном работают в море, но проблемы с кадрами действительно существуют, и нужна определенная программа для привлечения новых специалистов. Это касается не только рыбной отрасли, но и многих других направлений в регионе.
– Аналитики рынка утверждают, что рекордные объемы вылова, достигнутые в 2021 году, были в том числе обеспечены ростом добычи неквотируемой рыбы. Согласны ли вы с этим выводом? Можно ли установленные объемы считать достаточными?
– Развитие отрасли как раз происходит по большей части в неквотируемом промысле, поскольку он и предполагает появление новых игроков. К сожалению, мы не видим увеличения объектов в данной категории и считаем, что регулятор мог бы большее количество объектов сделать неограниченными в добыче.
Необходимо увеличить список рыбы, которую можно было бы вылавливать без учета квот. Тогда на рынке наверняка бы появились новые представители бизнеса, которые должны входить в отрасль по заявительному принципу.
– Пандемия коронавируса стала настоящим испытанием для экономики страны. Как рыбная промышленность адаптировалась к новым условиям деятельности, какие уроки вынесла?
– В период ограниченности экспорта российским рыбакам пришлось переориентироваться на внутренний рынок, но он берет ровно столько продукции, сколько съедают отечественные граждане, и никакие усилия не могут на это повлиять. Для увеличения поставок внутри страны мы давно предлагаем создать определенный госзаказ, чтобы, к примеру, использовать получаемую продукцию для питания армии, социальных учреждений, больниц, школ и прочих госорганизаций. По нашим оценкам, на нужды государства необходимо порядка 700 тысяч тонн продукта, которые могли бы закупаться у наших рыбаков.
С точки зрения экспорта появился большой интерес Вьетнама к российской рыбе. Причем страна рассматривает закупки из РФ не только для своих внутренних нужд, но и в целом для реализации товара среди стран Юго-Восточной Азии за счет беспошлинной торговли на территории региона.
– В условиях, когда многим представителям отрасли пришлось переориентироваться с экспорта на внутренний рынок, как увеличился объем предложения внутри страны и сказалось ли это на стоимости продукции?
– Говорить о ценах на рыбопродукцию довольно сложно, потому что нововведения вроде продажи на аукционах способствуют увеличению стоимости товара. Ожидать снижения цены не стоит точно, поскольку масштабная реконструкция отрасли несет в себе колоссальные расходы, которые в дальнейшем отразятся в себестоимости продукта.
– Какой будет цена для конечного потребителя в текущем году?
– Рыбаки не могут повлиять на конечную цену товара, так как они продают вылов сразу в море, а ее дальнейшей реализацией занимаются торговые сети, где надбавки могут превышать 100%. Поэтому сопоставлять деятельность отрасли с конечной стоимостью продукта довольно сложно, учитывая всю цепочку поставок.
– Рыбаки объединяются для сильных решений – так звучит девиз Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья. Какие совместные инициативы из числа тех, что были приняты организацией за время ее существования, по вашему мнению, имели наибольшую значимость?
– Объединение началось еще в девяностые годы прошлого века после того, как рухнула система Советского Союза. За эти годы ассоциации окрепли и сформировались. Самой главной заслугой на сегодняшний день можно считать выстраивание общей позиции в начале двухтысячных годов, когда не было федерального законодательства. Тогда альянс общими усилиями повлиял на то, что появился федеральный закон о рыболовстве, до которого на рынке просто не было никаких правил игры. В те годы общероссийский вылов упал до минимальных объемов, которые наблюдались когда-либо. В новом документе были заложены принципы долгосрочного распределения ресурсов, что спустя 15 лет позволило увеличить добычу практически вдвое. Таким образом, совместная работа государственного аппарата и рыбаков в постановке целей дала очень хороший толчок развитию отрасли.
Источник — https://fishery.ru/analytics?idnews=590317