Владельцы рефрижераторных контейнеров предлагают властям субсидирование перевозки по железной дороге сельди и камбалы с Дальнего Востока в центр страны. Сейчас государство компенсирует только транспортировку минтая. Сами рыбопромышленники считают, что для снижения розничных цен необходимо компенсировать затраты на доставку всех видов рыбы, включая консервы. |
В распоряжении “Ъ” оказалось письмо, направленное 18 февраля Ассоциацией организаций продуктового сектора (АСОРПС) главе Минсельхоза Дмитрию Патрушеву и главе Росрыболовства Илье Шестакову. Ассоциация, объединяющая операторов рефрижераторных контейнеров, просит рассмотреть возможность субсидировать перевозки камбалы и сельди железнодорожным транспортом с Дальнего Востока в центральные регионы России по той же схеме, что сейчас применяется при транспортировке минтая.
В Минсельхозе подтвердили “Ъ” получение письма, добавив, что вопрос прорабатывается с Росрыболовством. В Росрыболовстве заявили, что в конце 2021 года направили в Минсельхоз проект расширения перечня рыбной продукции по льготным тарифам и этот механизм предложено сделать бессрочным.
Участники рынка добились в 2021 году субсидирования доставки минтая в центр страны из-за нехватки на Дальнем Востоке холодильных мощностей, которые во время лососевой путины были заполнены более чем на 90%. Этому предшествовало ограничение со стороны Китая из-за пандемии импорта российской рыбы. Компенсация перевозки минтая, по данным ОАО РЖД, в 2021 году позволила вывезти из Приморья 680 тыс. тонн этой рыбы, что больше на 37,3% год к году.
В АСОРПС субсидии перевозки сельди и камбалы мотивируют возможностью таким образом снизить их розничную стоимость в центре страны. Компенсация 100% тарифа по маршруту Владивосток—Москва составляет примерно 220 тыс. руб. с НДС за один сорокафутовый рефрижераторный контейнер, отмечает член совета АСОРПС Андрей Гречкин. По его словам, стоимость доставки несубсидируемой рыбы с Дальнего Востока в центр РФ по железной дороге составляет около 20 руб. за 1 кг, с учетом компенсации цена может снизиться примерно на 40%, до 13–14 руб. за 1 кг. Но эксперт оговаривается, что затраты на транспортировку в конечной стоимости рыбы сейчас составляют 7–10%.
Глава Ассоциации рыбопромысловых предприятий Приморья Георгий Мартынов добавляет, что субсидирование перевозок может частично снизить для потребителей возможный рост цен на рыбу после проведения второго этапа распределения инвестквот. В рамках этого этапа для рыбопромышленников увеличивается плата за вылов биоресурсов, добавляет он.
В ОАО РЖД заявили “Ъ”, что смогут организовать транспортировку всех необходимых объемов рыбной продукции, так как отправки осуществляются в менее загруженном направлении — с востока на запад. Инициативу поддерживают в Русской рыбопромышленной компании. Там отмечают, что на Дальнем Востоке добывается 70% российской рыбы, в то время как 70% населения проживает к западу от Урала. В компании считают, что субсидировать необходимо доставку всей промысловой рыбы — это позволит «сгладить мировой рост цен на рыбу» для потребителей в РФ. Управляющий ГК «Доброфлот» Алексей Ефремов предлагает компенсировать доставку в регионы потребления и рыбных консервов. Он добавляет, что транспортные затраты за последний год выросли в два раза.
Заместитель председателя Рыбного союза Сергей Гудков, напротив, считает, что субсидировать необходимо только дешевые виды рыбы, так как в процентном отношении вклад перевозки тем выше, чем ниже цена рыбы. Например, иваси на Дальнем Востоке стоит 40 руб., а перевозка — 26 руб. на 1 кг, что составляет 65% от стоимости сырья. Стоимость же кеты — 380 руб. за 1 кг, перевозка в 26 руб. дает всего 6,5% роста к ее цене.
Алексей Полухин https://fishery.ru/news?idnews=592959