Всем памятна с детства сказка А. Пушкина о золотой рыбке и её финал – сидящая старуха у разбитого корыта. С тех далёких пушкинских времён так и никто золотую рыбку не поймал вторично. Невольно задумываешься: «А была ли золотая рыбка?» Суть приведенного в том, что ставится под сомнение вообще существование самого сказочного предмета обсуждения.
Именно так обстоит дело в современное время, связанное со «вторым этапом рыбных инвестквот и аукционов по крабу», которое уже почти год обсуждают все ветви российской власти, не говоря уже о рыбацкой общественности.
Эта тема действительно звучала в ряде выступлений президента Российской Федерации В.В. Путина, председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко, председателя Государственной думы В.В. Володина и многих сенаторов, депутатов Федерального собрания России. Не говоря уже о властях всех уровней в приморских регионах России по всему её многомильному периметру.
Между тем население страны ощущает на своих тощих кошельках, как при всех разговорах на рыбную тему… растет её розничная цена.
Рыба, о крабах забудем, как и вкус их не помним, кроме что искусственных крабовых палочек, становится не доступной для рядового труженика. О пенсионерах, которым рыбопродукты так необходимы для поддержания своего здоровья, и говорить нечего.
А тут ко всему ещё и откуда-то взялся этот «второй этап рыбных инвестквот и аукционов по крабу», что гонит розничные цены ввысь. Легитимен ли он? Имеется ли для его осуществления нормативная база? Да и нужен ли он в условиях санкционного давления? Что он даёт для развития отрасли и обеспечения населения страны рыбопродукцией? Вопрос, вопрос и ещё вопрос… на которые ни инициаторы «второго этапа», ни власть так и не дали вразумительного ответа.
Напомню, что действительно в поручениях президента России В.В. Путина по результатам заседания президиума Госсовета в 2015 году, где рассматривались меры по развитию рыбного хозяйства страны, не было никаких решений о периодичности «рыбных инвестквот и аукционов по крабу».
Как и не было их в последующих законодательных поправках, принятых в 2016-2018 годах, касающихся внедрения в практику этого направления.
Не предусматривалось, что в будущем такое направление следует развивать посредством периодического его повторения – «этапности рыбных инвестквот и аукционов по крабу». Все понимали, что данное новшество вводится впервые и одноразово. О его результативности можно будет судить только после полученных практических результатов.
Да и само это направление оказалось ни чем иным, как государственным принуждением частных рыбопромышленных компаний по финансированию отечественных частных верфей посредством механизма доступа к определённому объёму квот на вылов рыбы и крабов. Рыбаки стали принудительными спонсорами развития отечественного судостроения. Мировая фишка!
На сегодняшний день полученные результаты такого подхода плачевны. Они подтверждают ошибочность данного направления, которое ни в одной стране мира с рыночной экономикой и развитым морским рыболовством не применяется.
Вопрос о правомерности введения второго этапа «рыбных инвестквот и аукционов по крабу», несмотря на провал предыдущего, поднимался на недавних парламентских слушаниях по этому вопросу. Но он остался без ответа как со стороны председательствующего – председателя комитета по аграрным вопросам депутата В.И. Кашина (фракция КПРФ), так и со стороны руководителя Росрыболовства И.В. Шестакова.
И это не случайно. Поскольку оба они осведомлены, что отсутствует нормативная база и легитимность такого подхода, как «второй этапрыбных инвестквот и аукционов по крабу».
В данном случае Шестаков и Кашин демонстрируют свою «государеву» исполнительность устного указания президента Российской Федерации В.В. Путина, которым было одобрено, опять же устно, предложение Шестакова о втором этапе «рыбных инвестквот и аукционов по крабу».
Последний высказывал её во время аудиенции у президента, а также на разных общественных мероприятиях с участием президента, о необходимости осуществления так называемого «второго этапа рыбныхинвестквот и аукционов по крабу» на Дальнем Востоке. Без этого, по мнению руководителя Росрыболовства, ловить рыбу в дальневосточных морях будет нечем. Флот стареет, а частники-рыбаки не спешат его обновлять. Это мнение не совпадает как с действительным положением дел, так и с мнением многих владельцев малых и средних частных рыбодобывающих компаний Дальневосточного бассейна.
На самом же деле идет реализация заказа лоббистов крупного рыбного бизнеса по очередному переделу водных биоресурсов и основных производственных фондов.
В этом, и только в этом – ключ к пониманию происходящих в настоящее время на уровне сросшегося государственно-депутатского чиновничества с частным бизнесом «игр» по согласованию законопроекта №173016-8 с использованием согласительной комиссии, созданной в Госдуме.
Данная согласительная комиссия и должна придать легитимность и предложить законопроект, который, в случае его принятия, и станет той нормативной базой для «второго этапа рыбных инвестквот и аукционов по крабу» для рыбаков Дальнего Востока. А затем и до рыбаков Северного бассейна чиновники доберутся.
Смею предположить, что этим преследуется цель создать прецедент для «третьих, четвёртых и т.д. рыбных инвестквот и аукционов», а также уйти от ответственности за провал в целом «инвестиционного и аукционного» направления, как государственной политики в рыбной отрасли.
Безусловно, такой законопроект, «причесанный» согласительной комиссией, будет триумфально принят большинством голосов депутатов Госдумы до конца этого года. Да ещё и при совместной в этом дружной работе фракций «Единой России» и КПРФ. Интересы фракции «Единой России» вполне понятны. Она – основа сегодняшней рыночной России, защитница частного крупного бизнеса.
А вот интересы фракции КПРФ повисли в воздухе, как и вопрос депутата от фракции Н.М. Харитонова на первом заседании согласительной комиссии, состоявшемся 17 ноября 2022 года в Госдуме, о том «Кто и что получит от этого законопроекта?».
К сожалению, на самой согласительной комиссии, под председательством заместителя председателя Госдумы депутата А. В. Гордеева (фракция «Единая Россия»), не прозвучало экономико-финансовых составляющих как проводимого, так и будущего «этапов» инвестквот.
А они таковы, что в целом задолженность рыбодобывающих компаний по всем кредитам за пять лет проекта «рыбных инвестквот и аукционов по крабу» возросла почти в 2,5 раза и достигла 273 млрд рублей – при годовой прибыли отрасли в 2020 году в 127 млрд рублей.
В случае осуществления второго этапа задолженность по кредитам может возрасти до 800 млрд рублей, что, по мнению экспертов, приведёт к банкротству значительной части рыболовных компаний.
Спасать эти обанкротившие компании придётся государству, взяв их долги на себя. Возможно, в этом и состоит одна из целей инициаторов второго этапа «рыбных инвестквот и аукционов по крабу».
Стоит упомянуть и такой факт, что ряд рыбодобывающих компаний отказавших учувствовать в проекте «инвестквот» пошли по пути обновления своего частного флота за счет строительства его за рубежом и покупки судов на вторичном рынке. За счет этого приобретено порядка 15 высокопроизводительных судов (что превышает достижения проекта «инвестквот» – 10 судов), которые показали свою эффективность и при промысле в дальневосточном регионе. Многие компании осуществили и продолжают осуществлять модернизацию своего флота, как и рыбоперерабатывающих фабрик, используя свои и заёмные финансовые ресурсы.
Всё это позволяет в ближайшие 7-10 лет полностью осваивать сырьевую базу рыболовства существующим флотом с учетом поступающих модернизируемых судов в своей 200-мильной исключительной зоне и на континентальном шельфе, обеспечивая население страны рыбопродукцией отечественного производства по рекомендациям Минздрава России.
В этих условиях, а также с учетом долгосрочного характера санкций, которые затрагивают и отечественное морское рыболовство, ведомствам, курирующим рыбное хозяйство страны, и надо сосредоточить свои усилия на том, чтобы рыба была доступна нашему населению с разным уровнем дохода.
Что же касается промысла в отдалённых районах Мирового океана в рыночных условиях и необходимых судов для этих целей, то это отдельная тема для серьёзного обсуждения. Здесь же отмечу, что пословица «По Сеньке и шапка» имеет место при подходах к решению этого вопроса, как это осуществляется в настоящее время по данному направлению.
Дальнейшее обновление частного рыбодобывающего флота и рыбоперерабатывающих фабрик должно осуществляться с использованием общепризнанных экономико-финансовых инструментов с принятием решения самими собственниками и на конкурентной основе. Последнее касается прежде всего отечественных судостроительных компаний, большинство из которых – тоже частные предприятия.
Развитие строительства судов для рыбной отрасли на отечественных верфях, безусловно, надо осуществлять, но не за счёт рыбаков и не в ущерб им. Это должны быть взаимовыгодные конкурентные условия, как это и происходит в мировой практике.
Пора расстаться, в условиях рыночной системы, с такими методами, как развитие одних частных компаний за счёт других частных компаний, используя административные и государственные ресурсы.
Предлагаемые же «копирование» не оправдавших себя на практике «рыбных инвестквот и аукционов по крабу» неминуемо приведёт к тому разбитому корыту, о котором описано в конце сказки о золотой рыбке.
Источник: ИА REX
Вячеслав Зиланов, заслуженный работник рыбного хозяйства России, экс заместителя Министра рыбного хозяйства СССР (1988 -1992 гг.).