Главный редактор портала FISHNET.ru Сухов Вячеслав Юрьевич встретился с членом Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, членом ряда экспертных советов Государственной Думы, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Вячеславом Константиновичем Зилановым и взял у него интервью относительно положения дел в рыбной отрасли по его профессиональной оценке и, в частности его взгляда на концепцию «инвестквот и крабовых аукционов», который публикуется ниже.
Почти год идёт обсуждение новых законодательных поправок, выдвинутых Минсельхозом, Росрыболовством и поддержанных Правительством Российской Федерации, о так называемом втором этапе «инвестквот и аукционов по крабу».
Несмотря на возражения приморских регионов, большинства союзов, ассоциаций, объединений рыбаков, законодательная поправка 27 октября 2022 года была всё же принята Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении. Причём принята она была благодаря только депутатам двух фракций: «Единой России» и КПРФ. Остальные депутаты от «Справедливой России – за Правду», ЛДПР и «Новые Люди» не поддержали её.
Это резонансная законодательная поправка в преддверии второго чтения продолжает активно обсуждаться среди как властных структур, депутатов, сенаторов, так и среди рыбацкой общественности.
Идет полемика, ни много ни мало, а относительно будущего рыбной отрасли.
Те, кто предлагает следование концепции «инвестквот и аукционов по крабу», а это властные структуры – Минсельхоз и Росрыболовство в тесном взаимодействии с немногими крупными рыбодобывающими компаниями считают, что это во благо отрасли.
Другие – власти приморских регионов и представители малых и средних рыбодобывающих компаний — полагают, что такой подход ведёт к очередному переделу рыбных ресурсов во благо крупных компаний. И, тем не менее, и они втянулись в обсуждение деталей «инвестквот-2 и аукционов по крабу», что подтверждает и их принципиальное согласие с этой новацией.
Иной подход высказывают ряд специалистов отрасли, проработав в ней не один десяток лет и имеющие опыт международного сотрудничества в этой области. Они считают, что концепция «инвестквот и аукционов по крабу» ведёт к стагнации и очередному кризису рыбной отрасли вплоть до её развала.
Последовательным представителем этого направления является Вячеслав Константинович Зиланов в прошлом заместитель Министра рыбного хозяйства СССР (1988-1991 гг.), заместитель Председателя государственного Комитета по рыболовству Российской Федерации (1992-1997 гг.), заместитель губернатора Мурманской области (2003 -2007 гг.), заслуженный работник рыбного хозяйства России, почётный гражданин Мурманской области. Он выступал ранее, когда только формировалась концепция «инвестквот и аукционов» против такого подхода. Выступает против неё и сейчас, считая, что она ведёт к развалу рыбной отрасли страны.
— Вячеслав Константинович, Вы, как следует из ряда Ваших публичных выступлений, включая публикации в СМИ, считаете, что концепция «инвестквот и аукционов по крабу» ошибочна. Однако она была принята на заседании Президиума Госсовета ещё в октябре 2015 года. Вам хорошо известно, что эти решения прорабатывались властными структурами с участием ученых и специалистов отрасли. Да и Вы, насколько нам известно, были в составе редакционной группы, которая формировала доклад на Президиум Госсовета. По нему Президент России В.В. Путин, который председательствовал на данном Президиуме, подписал 9 ноября 2015 года соответствующие поручения. Они и положили начало практическому осуществлению концепции «инвестквот и аукционов по крабу». И, тем не менее, Вы продолжаете выступать против всего этого. Почему?
— Напомню, что морское рыболовство России это основа всей рыбной отрасли страны. Она базируется в условиях рыночных отношений на использовании морских живых ресурсов в основном в российской 200-мильной исключительной экономической зоне (ИЭЗ) и на континентальном шельфе, обеспечивая не менее 90%, а это около 4,5-4.8 млн т годового вылова и до 85% — 3,8-4,2 млн т пищевой рыбной продукции. Именно морское рыболовство России основной поставщик рыбной продукции на внутренний рынок страны и на экспорт.
К сожалению, несмотря на имеющие значительные морские ресурсы в ИЭЗ и на континентальном шельфе, а они оцениваются учеными не менее 6-7 млн т годового изъятия, происходит падение потребления рыбопродуктов населением страны, а розничные цены на неё всё повышаются и становятся недоступными для большинства населения.
За последнее тридцатилетие систему наделения пользователей ресурсами-квотами на вылов, а это основа основ деятельности частных рыбопромышленников, постоянно реформируют посредством введения с использованием механизма Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации принимающих соответствующие законодательные поправки.
Ранее до «инвестквот» были введены аукционы на право вылова определённых долей-квот на рыбные и крабовые ресурсы для российских рыбаков при промысле их в отечественной ИЭЗ и на континентальном шельфе. Кроме того, введена платность за пользование морскими живыми ресурсами.
И как венец всего этого, используя Президиум Госсовета, приняты ещё и дополнительные новации — «инвестиционные квоты». Правда, тогда они именовались весьма откровенно — «квоты под киль». Суть их проста. У всех пользователей отняли 20% от годового общего допустимого улова (ОДУ), и затем на определённых условиях ими наделялись те, кто взял обязательство строить рыбодобывающие суда только на российских верфях или рыбоперерабатывающие фабрики на российской территории. При этом судовладельцы, которые пошли на это, должны были использовать собственные финансовые средства и кредиты банков. Наименовали всё это пафосно «инвестициями в рыбную отрасль».
По существу такая «новация» не что иное, как принуждение рыбаков вкладывать свои и заёмные средства в развитие судостроительных верфей. Так рыбная отрасль неожиданно стала донором судостроителей. Всё это внешне звучит весьма патриотично – развиваем собственное рыбопромысловое судостроение!
Но с экономической точки зрения это полный абсурд. У рыбопромышленников отсутствуют средства для спонсирования судостроительных верфей.
Да и главная задача рыбаков другая — ловить, выпускать качественную рыбную продукцию насыщая ею прежде всего внутренний рынок страны.
Действительно при подготовке материалов на Президиум Госсовета в 2015 году в Рабочей группе и, особенно в Редакционной группе (я входил в её состав), шли серьёзные дискуссии о направлении дальнейшего развития рыбного хозяйства страны. Были две точки зрения.
Одна, занятая Росрыболовством, Президентской Администрацией, судостроителями и рядом рыбных предпринимателей близким к властным структурам, предлагала «модернизировать исторический принцип» посредством отнятия 20% ОДУ и направить их, по определённой системе тем, кто возьмёт обязательство строить рыбодобывающие суда на российских верфях. Так были директивно введены «квоты под киль» названные ласково «инвестквоты», распределенные в период 2017 – 2020 годов и которые продолжают действовать и в настоящее время. Их наименовали, как 1 этап «инвестквот», что неправомерно, поскольку решения Президиума Госсовета, не предусматривало никакой этапности. Подразумевалось, что это разовое решение.
Вот и сейчас, не завершив так называемый первый этап, Минсельхоз, Росрыболовство в очередном «урагане новых законодательных поправок» втягивают отрасль в омут, который именуется «инвестквоты-2 и аукционы по крабу».
Другой подход, в отличие от упомянутого, в рамках Рабочей и Редакционной группах Президиума Госсовета, предлагали союзы, ассоциации, объединения рыбаков. Они настаивали сохранить, как оправдавший себя «исторический принцип» наделения пользователей долями-квотами на вылов, увеличив срок его действие до 20 лет. Относительно обновления рыбодобывающего флота решение должен принимать самостоятельно каждый рыбопромышленник – собственник в зависимости от состояния своего флота и наличия финансовых средств.
К сожалению, в данной принципиальной дискуссии, благодаря волевому решению, как я полагаю, Президентской Администрации, предпочтение было отдано «квотам под киль — инвестквотам».
— Возможно все же практика применения вот уже более пяти лет «инвестквот и аукционов по крабу» опровергают ваше отрицательное отношение к нему?
— Наоборот эта практика подтвердила правоту её несостоятельности. Так планировалось построить 105 судов. Фактически за пять лет построено всего 10. Часть из них строительство рыбодобывающие компании Дальнего Востока начали до программы «инвестквот», а затеи «подводили» под «инвестквоты», чтобы получить дополнительные квоты.
По состоянию на сегодняшний день ни одно из построенный судов не отработало хотя бы один промысловый сезон с тем, чтобы можно было оценить его экономическую эффективность.
У всех рыбодобывающих компаний, которые вовлечены в программу «инвестквот» произошло ухудшение финансового состояния ввиду увеличения задолженностей по банковским кредитам к 2021 году до 273 млрд рублей или почти в три раза за период реализации этой программы; показатель долговой нагрузки увеличился в 2,5 раза, что обусловило ухудшение финансового состояния рыбодобывающих компаний, осуществляющих инвестиции в обновление флота, как и всей рыбной отрасли.
Не мене важен и такой факт, который замалчивается Минсельхозом и Росрыболовством, полагаю сознательно. Это осуществлённое рядом компаний, которые отказались от участия в программе «инвестквот», строительство все же рыбопромысловых судов на российских и зарубежных верфях.
Так по данным Регистра морских судов за период 2017–2022 гг. вне рамок программы «инвестквот» было введено в состав флота 19 новых судов, построенных в России и за рубежом. Например, супертраулеры «Владимир Бирюков», «Георгий Мещеряков». Добавьте сюда модернизацию действующих судов, которую продолжают ряд компаний, и становится очевидным, что вне программы «инвестквот» построено в два раз больше судов, чем при реализации этого механизма.
По существу, все последние годы именно существующий рыбопромысловый флот, наряду с новым и модернизируемым, осуществлёнными вне программы «инвестквот» и обеспечивает ежегодный вылов около 5 млн т о которых пафосно рапортует, как о рекордных, руководитель Росрыболовства И.В. Шестаков. Вклад в это «инвестиционного» флота пока нулевой. Одни фанфары о будущих «победах», точнее о предстоящих бедах рыбопромышленников и отрасли.
И последнее, не менее важное по сравнению с вышеизложенным. Это заключение Счётной палаты Российской Федерации, которая констатировала, что программа «инвестквот и аукционов по крабу» показала отрицательные результаты.
— Насколько использован при принятии властями решений по «инвестквотам», «аукционам на доли-квоты», «платности ресурсов» зарубежный опыт? И что в это области делается за рубежом? Там ведь тоже существуют проблемы обновления флота, эффективной работы рыбной отрасли. В прошлом, работая в Минрыбхозе, вы курировали международное сотрудничество. Что подсказывает ваш опыт?
— Из 150 государств, имеющих выход к морям и океанам ни одно не применяет «инвестквот» «аукционов долей-квот» или «платность» за пользование морскими живыми ресурсами для своих рыбаков при промысле их в своей ИЭЗ и на национальном континентальном шельфе. Все регулируется только посредством налоговой системы с учётом национальных особенностей.
Платность за пользование морскими живыми ресурсами взымается только с иностранных компаний и только по специальным договорённостям и соглашениям.
Обновление рыбодобывающего флота осуществляется самими собственниками компаний с использованием долгосрочных кредитов, которые можно получить в банках на эти цели под 2-4% годовых.
Одним из главных мировых направление во многих странах является ускоренное развитие аквакультуры. Ведущие страны в этом отношении это Китай – выращивает до 58-68 млн тонн в год! Соседняя Норвегия выращивает около 2,0 млн т лососевых в год. Причём по стоимости, выращенные лососевые в Норвегии, превзошли добычу морского рыболовства.
Всё это было отражено в своё время в докладе Президиуму Госсовета. Отражено в ряде публикаций и в докладных записках на имя руководства Минсельхоза и Росрыболовства. Однако в практическом плане мало, что использовано в нашей повседневной практике.
— Полагаю, Вы, как реалист и практик, понимаете, что запущенный властями законопроект о втором этапе «инвестквот и аукционов по крабу» вряд ли можно повернуть вспять. И что в этом случае следовало бы предпринять, чтобы рыбная отрасль не развалилась?
— Согласен с Вами, что 2 этап «инвестквот и аукционов по крабу» будет принят неминуемо до конца года. Очень нужны казне «дармовые» деньги от крабовых аукционов. Даже депутаты включились в неуклюжее аргументирование поправок. Например, депутат от КПРФ В.И. Кашин поделился откровенным, дескать, «краб не для нашего покупателя, дорогой, да ещё и с мышьяком…». Забыл коммунист Кашин призыв советских времён: «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы». Да и сейчас, хоть раз под Новый Год, но желателен к столу крабовый салат. Уверен, что и Владимир Иванович его тоже вкушает.
Но допустим все-таки, что будет принято разумное решение подождать со 2 этапом «инвестквотами» до завершения первого этапа. Тогда необходимо за это время разработать новую стратегию развития рыбного хозяйства. Не надо на 10-20 лет вперед, хотя бы на 3-5 лет.
Поставить перед рыбной отраслью четкую цель: насыщение внутреннего рынка отечественной рыбной продукцией, чтобы обеспечить рекомендованную Минздравом норму среднедушевого потребления по доступным ценам для населения с разным уровнем дохода.
К сожалению, сейчас руководство отрасли, или как его именуют «отраслевой регулятор», ориентируется на то, чтобы побольше «железа» построить на отечественных верфях и побольше рыбы направить на экспорт. В стратегии рыбной отрасли даже установлены целевые показатели по объему экспорта рыбы и валютной выручке.
Необходимо уйти от такого подхода и отменить законодательство, предусматривающее «инвестквоты». Нужно отменить аукционы и принцип платности ресурсов.
Взамен предложить разумную налоговую систему для рыбного хозяйства — так, чтобы денежные поступления от отрасли регулировались только налогами.
И дальше начинать работать в новых условиях, внося необходимые коррективы в эту стратегию каждые 3-5 лет.
Можно ли такую программу разработать быстро? Считаю, можно, если опираться на рыбацкую общественность, отраслевую науку и с учётом наших национальных особенностей и бассейнового принципа.
Главное сохранять целевую установку: постепенное наращивание потребления отечественной рыбы на внутреннем рынке и по доступной цене для населения с разным уровнем дохода.
— Если принять вашу концепцию, то сможет ли всё это быть организовано при существующей системе управления рыбной отраслью посредством Федерального агентства по рыболовству подчиненного Министерству сельского хозяйства?
— Согласен с такими вашими опасениями. Напомню, что еще III Всероссийский съезд работников рыбного хозяйства обратился к Президенту России В.В. Путину о преобразовании Росрыболовства в Министерство рыбного хозяйства с соответствующими полномочиями.
Надо сосредоточить в Минрыбхозе России все те функции, которые в последние тридцатилетие «растащили» по разным ведомствам. С этим не раз обращались как ветераны рыбной отрасли, так и действующие рыбопромышленники к властным структурам. Пока положительного решения нет.
Будем надеется, что санкционный фактор заставит власть всё же с вниманием отвестись к рыбной отрасли.