Под бременем карантина — рыбопромышленники на Дальнем Востоке подсчитывают издержки

Москва. 9 апреля. ИНТЕРФАКС — Связанные с коронавирусом ограничения осложнили жизнь дальневосточным рыбопромышленникам — они отмечают проблемы со сменой экипажей судов, перегрузкой рыбы и опасаются проблем с проведением лососевой путины.

Рыбодобытчики увеличивают вылов рыбы относительно показателей 2019 года, вместе с тем, спрос на продукцию рыбопереработки по ряду позиций снижается из-за кризиса в секторе HoReCa, свидетельствуют данные проведенного «Интерфаксом» опроса предприятий рыбной отрасли, профильных ведомств и экспертов.

КАРАНТИН РУШИТ ПЛАНЫ
Проблемы, в частности, возникают из-за двухнедельного карантина, который вынуждены проходить суда, отмечает старший инспектор отдела регулирования рыбохозяйственного комплекса и взаимодействия с надзорными органами управления рыбного хозяйства и рыбоводства правительства Хабаровского края Алексей Емельянов.

«Транспортные суда допустим, заходят в порты Китая, после этого следуют назад, в Охотское море, на промысел (для загрузки в них рыбы с добывающих судов — ИФ). Но они обязаны, согласно распоряжению Росрыболовства, Роспотребнадзора, зайти в российские порты и пройти там карантин двухнедельный. Те суда, которые по различным причинам прошли мимо российских портов, у них карантин осуществляется в море. На них продукция, выловленная рыбаками, не сдается. Это вносит сложности в работу. Была ситуация, когда из 30 транспортов в экспедиции четыре судна находились на карантине», — отметил Емельянов.

Эта ситуация, по его словам, влияет на сроки перегрузки рыбы, на образование очередей транспортных судов, ожидающих выгрузки.

Кроме того, возможны проблемы со сменой судовых экипажей.

«Потому что не везде уже есть авиационное сообщение, где-то один рейс в день самолеты. То есть уже в Петропавловск-Камчатский не пойдешь экипаж пересаживать. А люди в море шесть и более месяцев. Многие не из дальневосточных регионов, часть людей с запада России. Им надо добираться домой. Эта проблема естественно ложится на плечи судовладельцев. На сегодня это наиболее серьезный вопрос», — отметил старший инспектор.

«В этой ситуации судовладелец должен принимать очень ответственное решение — куда вести суда после промысла, откуда люди смогут добраться домой», — добавил Емельянов.

О проблеме, связанной с карантином, заявил также президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области (АРСО, объединяет предприятия, обеспечивающие почти 80% вылова водных биоресурсов региона) Максим Козлов.

«После окончания работы в сезоне на минтае и массового возвращения судов с промысла мы сталкиваемся с проблемами обеспечения наших сотрудников средствами защиты. В том числе возникают вопросы смены экипажей: люди прибывают, попадают на карантин, у нас ломаются производственные планы», — сказал он.

Суда сахалинских рыбодобытчиков, находящиеся на промысле минтая, пока не начали массово заходить в порты для смены экипажей. «Но уже скоро, с 10 апреля, суда начнут возвращаться в порты региона, и мы предполагаем, что столкнемся с определенными вопросами. И сейчас заранее, чтобы минимизировать негативные последствия, ведем переговоры с правительством Сахалинской области и областным Минздравом, Роспотребнадзором», — отметил Козлов.

Рыболовецкий колхоз им. Ленина (Петропавловск-Камчатский, одно из крупнейших рыбодобывающих предприятий Дальнего Востока) последний раз сталкивался с проблемой соблюдения карантина месяц назад. Экипаж траулера «Командор», заходившего в Южную Корею, 14 дней находился на карантине.
«Сейчас пока в порты Юго-Восточной Азии не заходим. У нас суда полностью находятся в районах промысла в Охотском море, Беринговом, в акватории Тихого океана. В территориальных водах России. В ЮВА пока работать не планируем, по крайней мере, в ближайшие 2-3 месяца», — заявил генеральный директор рыболовецкого колхоза Сергей Тарусов.

При этом стремительное распространение коронавируса по всему миру привело к росту популярности работы в море.

«В связи с последними событиями кардинально поменялось отношение людей к работе в море. Если раньше сложно было набрать людей для работы на судах вдали от берега, то сейчас за два месяца до начала нового рейса у нас много желающих», — сообщил управляющий ГК «Доброфлот» (Приморский край) Александр Ефремов.

ЗАВОЗ РАБОЧИХ ПОД ВОПРОСОМ
Связанные с коронавирусом ограничения могут поставить под угрозу массовый завоз временных рабочих в преддверии лососевой путины. Завоз людей планируется в начале лета, уточнил президент АРСО Козлов.

«Мы можем столкнуться с тем, что массовый завоз людей на путину из других регионов страны может оказаться под вопросом. На лососевую путину на Сахалин, Курилы и Камчатку будут завозиться тысячи людей. Сейчас ведем диалог, где их размещать, как будем их обеспечивать», — отметил он.
Ресурсов местного населения для обеспечения вылова и переработки рыбы в лососевую путину не хватает, подтвердил президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Сергей Рябченко.

«Вот тут надо будет нам отработать с субъектами и Роспотребнадзором краевым, каким образом завозить людей, чтобы обеспечить им и карантин, и санитарно-эпидемиологические мероприятия. Сейчас будем делать запросы, определим, сколько будут завозить предприятия необходимой рабочей силы. (. . .) Здесь я вижу определенную проблему. Потому что только авиатранспортом это можно будет сделать», — сказал Рябченко.

ТОВАРЫ, ПРОВЕРЕННЫЕ ВРЕМЕНЕМ
Ефремов из «Доброфлота» отмечает рост популярности у потребителей рыбных консервов. «Рыбные консервы обладают теми потребительскими характеристиками, которые востребованы в подобных стрессовых условиях. (. . .) Особенно пользуются спросом рыбные консервы из иваси. Это, пожалуй, единственная ассортиментная позиция длительного хранения на продуктовых полках, которая не только не подорожала, а даже наоборот понизилась в цене», — констатировал он.

«Покупатель вернулся к проверенным десятилетиями продуктам», — добавил представитель компании.
«Доброфлот», занимающийся рыбопереработкой, в основном поставляет продукцию на внутренний рынок, экспортные поставки незначительны. «Хотя последнее время мы увидели нарастающий спрос и на внешних рынках. Традиционно мы поставляем рыбу в Китай, а также нашу консервную продукцию распробовали в США», — уточнил Ефремов.

При этом существует проблема с внешними рынками при поставках блочного филе минтая вторичной заморозки. Целевым потребителем этой продукции являлся сектор HoReCa, работа которого во всем мире практически остановилась, сетует представитель «Доброфлота».

Рыболовецкий колхоз им. Ленина фиксирует снижение спроса на продукцию и цен на нее. На предприятии это также связывают с массовым закрытием точек общественного питания. «На треску, допустим, спроса сейчас практически вообще нет. Продукция встала. Минтай пока еще продается. Остальные виды тоже продаются, но в ценовом выражении мы падение, конечно, ощущаем. Сейчас закрылись пункты общественного питания как на территории России, так и в Европе. Мы все-таки предприятие, которое выпускает пищевую продукцию. Я, думаю, в первую очередь это сказывается. Позакрывались рестораны, кафе, бары», — пояснил гендиректор колхоза.

Владивостокская таможня зафиксировала снижение поставок краба в Китай в первом квартале 2020 года.

«Несмотря на рост грузооборота (морпорта Славянка — ИФ), поставки краба в Китай снизились. Есть вероятность, что спад связан с распространением в мире новой коронавирусной инфекции», — сказал заместитель начальника таможенного поста «Морской порт Славянка» Александр Трактиров, слова которого приводятся в пресс-релизе таможни.

АРСО, для предприятий которой Китай является крупным покупателем продукции, отмечает снижение спроса на минтай. «Как долго спад будет продолжаться, насколько будет этот спад — нам пока непонятно», — отметил президент ассоциации.

«По морскому ежу у нас есть вопросы по поставкам, так как все страны, находящиеся на карантине, ограничивают покупку продукции. Мы ощущаем, что рынок у нас проседает», — заметил Козлов.

Изменений в части поставок продукции на внутренний рынок АРСО пока не наблюдает.

Между тем, Ассоциация предприятий рыбной отрасли Хабаровского края отмечает, что по отдельным позициям на рынке наблюдается дефицит. В частности, речь идет о мороженой корюшке. «В частности, по корюшке несколько выросла отпускная цена. То есть, корюшки сегодня дефицит мороженой. Поэтому она идет от 160 до 200 рублей за килограмм — оптовая цена, это выше, чем в прошлом году. В прошлом году максимально была 180, а сегодня уже по 200. Есть покупатели-оптовики, которые забирают по такой цене. Связано с тем, что объемы (вылова — ИФ) корюшки в этом году меньше по Дальнему Востоку, чем на эту дату в прошлом году», — заявил президент ассоциации.

Корюшка поставляется на внутренний рынок, это не экспортный товар, уточнил он.

АО «Рыболовецкий колхоз «Восток-1» (Приморский край) не видит проблем с реализацией продукции, отмечая, что планы вылова будут зависеть от ситуации с промыслом глубоководных крабов. «Планы по вылову зависят от того, будет ли регулятор (Росрыболовство — ИФ) вводить в промышленный оборот 8,5 тыс. тонн глубоководных крабов, которые были зарезервированы под инвестиционные квоты. Торги по этому ресурсу не состоялись два раза», — сказал представитель колхоза.

В ОЖИДАНИИ ГОСПОДДЕРЖКИ
В рыбной отрасли последние четыре года государством инициированы крупные инвестиционные проекты, направленные на обновление устаревших производственных активов — флота, а также переход на глубокую переработку российского рыбного сырья. «Не секрет, что до сих пор рыбное хозяйство страны производит в основном сырье для переработки, которое, как правило, превращается в готовый продукт уже за границей и, соответственно, основной добавочный продукт и прибыль остаётся там же, за границей. Именно для того, чтобы поменять эту ситуацию, и были инициированы масштабные инвестиционные проекты, которые сейчас нуждаются в поддержке», — убежден Ефремов из «Доброфлота».

В частности, введенный «Доброфлотом» в конце 2019 года завод по производству филе минтая столкнулся с целым рядом сложностей. Проблемы касаются сервисного обслуживания иностранного технологического оборудования, поставок запчастей и расходных материалов, которые не могут обеспечить иностранные специалисты, а также поставок на внешний рынок блочного филе минтая вторичной заморозки (с береговых заводов). Касаясь последней проблемы, Ефремов уточнил, что основные производители подобной продукции в мире — китайские рыбоперерабатывающие заводы — получают значительные дотации от государства, чтобы сохранить рабочие места и не потерять рынки.

Конкурировать с ними без подобной поддержки со стороны российского государства не получится, считает представитель «Доброфлота».

«Эти направления развития требуют привлечения огромных денежных средств, соответственно, у предприятий возникает большая кредитная нагрузка, которая в период кризисных явлений может привести к негативным последствиям, прежде всего, для уже проинвестированных проектов развития, и без государственной поддержки их завершить будет невозможно», — убежден Ефремов.

При этом пока сложившаяся экономическая ситуация не мешает «Доброфлоту» привлекать банковские кредиты. «Как раз сегодня я получил информацию, что, несмотря на кризисную ситуацию и карантинные меры, кредитный комитет банка ВТБ (MOEX: VTBR) принял решение выдать нам долгосрочный кредит на развитие более чем на 900 млн рублей на строительство крупного промышленного холодильника», — сказал управляющий группы.

АРСО также считает, что рыбопромышленному комплексу будет необходима господдержка. «Конечно, меры господдержки будут уже сейчас понятны и необходимы и в большом размере. Многие страны обращают внимание на своих производителей и уже приняли существенные меры. Знаю, что и в РФ принимают меры, в том числе по поддержке предпринимательства. Пока в большей степени это направлено на обслуживающие сектора экономики. Что касается рыбопромышленного комплекса — скорее всего нам тоже нужны будут меры поддержки, о них отдельно надо говорить и понимать. Пока мы смотрим», — сказал глава ассоциации.

«Поднимать вопрос о какой-то господдержке — никто к этому возвращаться не будет. Мы имеем только субсидирование ставок по кредитам. И частично субсидирование ставок по кредитам на строительство флота. И то это касается не всех судов, а которые попали под инвестпрограмму строительства», — сетует Емельянов из управления рыбного хозяйства и рыбоводства правительства Хабаровского края.

Гендиректор колхоза им. Ленина считает, что наибольшую поддержку рыбной отрасли окажет снятие карантинных и прочих ограничений, связанных с коронавирусом. Пока же колхоз будет находиться «в режиме выживания», а инвестпроекты ставить на паузу, отметил он.

«Поскорее бы все это закончилось. Самая главная поддержка будет. Государство, конечно, может оказать поддержку, помощь. Но, надеюсь, кризис закончится сейчас, и мы продолжим работать как работали до его начала», — добавил Тарусов.

НЕМНОГО СТАТИСТИКИ
По данным Росрыболовства, с начала года по 7 апреля 2020 года в Дальневосточном бассейне вылов минтая составил 960 тыс. тонн, что на 6,6% выше показателя на аналогичную дату 2019 года.

Тихоокеанской сельди в Дальневосточном бассейне выловлено 60,9 тыс. тонн (рост на 9,1%), трески — 53,8 тыс. тонн (рост на 18,2%).

На промысле минтая работают 77 рыбодобывающих судов, добычу сельди ведут 18 судов, трески — два судна.

Источник — https://www.interfax-russia.ru/far-east/news/pod-bremenem-karantina-rybopromyshlenniki-na-dalnem-vostoke-podschityvayut-izderzhki