Государство опробовало на рыбной отрасли новую схему: в октябре прошел первый аукцион по распределению крабовых квот с обязательством по строительству судов. Приступить к освоению купленных долей компании смогут уже с 2020 года.
Первый крабовый аукцион проходил в электронной форме, в несколько этапов. Сначала торги провели для желающих получить доли на Дальнем Востоке. Лоты были сформированы по пакетному принципу. Хотя ФАС и заявляла, что аукцион должен открыть двери в промысловый бизнес новым игрокам, практически все победители – структуры хорошо известных в отрасли людей. Из 31 лота, выставленного на торги, аукцион состоялся по 25.
Доли квот по Северному бассейну распроданы в полном объеме. Изначально в Федеральном агентстве по рыболовству заявляли, что на торги не будут выставлены объекты, доли квот по которым были проданы в последние годы. Однако в итоге в аукционный список попал краб-стригун опилио Баренцева моря – объект, по которому доли квот были разыграны всего около трех лет назад.
«Есть протоколы, итоги утверждены, это объективная реальность. Мы по-прежнему считаем, что крабы Баренцева моря (и камчатский, и стригун опилио) не должны были распределяться на аукционах. Эти виды водных биоресурсов никогда не распределялись по историческому принципу и уже однажды были куплены на открытых аукционах, причем с момента покупки на аукционе квот на вылов краба-стригуна опилио в Баренцевом море прошло немногим более трех лет. Будем отстаивать свою позицию», – прокомментировал результаты торгов исполнительный директор Северо-Западного рыбопромышленного консорциума Сергей Несветов.
Особый случай
Отдельная тема – глубоководные крабы. На торги было выставлено шесть пакетов, каждый из которых включал доли квот вылова стригуна красного в подзоне Приморье, Западно-Сахалинской подзоне, стригуна ангулятуса в Восточно-Сахалинской и Северо-Охотоморской подзонах.
Однако заявок на эти лоты не поступило, а значит, аукцион по ним не состоялся. В этом случае Федеральное агентство по рыболовству вправе провести процедуру повторно, при этом начальная цена предмета аукциона может быть снижена не более чем на 10%.
Когда власти еще только готовили торги, Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья призывала не встраивать в общую систему глубоководных крабов. Рентабельность их промысла более низкая, нежели у шельфовых крабов, в то же время глубоководный лов требует особого опыта и особого оснащения судов. Рынок сбыта продукции из-за устаревших требований по мышьяку ограничен.
Для того чтобы окупить строительство судна с учетом покупки долей глубоководных крабов на аукционах, компаниям понадобилось бы до 30 лет, отмечали в АРПП.
Когда на эти объекты никто не заявился, ассоциация направила властям целый ряд обращений с призывом не выставлять стригунов ангулятуса и красного на повторные торги.
«Вероятность того, что данные лоты будут реализованы на повторных аукционах, даже со снижением стоимости на 10%, крайне ничтожна, что подтверждает нецелесообразность их аукционных продаж», – заявили в объединении.
В ассоциации подчеркнули: отсутствие ясности с ресурсным обеспечением сдерживает развитие российского глубоководного промысла в целом, тогда как государство уже заявило о приоритетности этой программы.
Власти довольны
Квоты проданы за сумму более 142 млрд рублей. В Росрыболовстве, судя по всему, итоги торгов считают позитивными. Договоры с победителями заключены, сообщили в федеральном агентстве. В результате введения аукционных квот с инвестиционными обязательствами на рынке созданы новые условия, появились новые игроки, заявил заместитель руководителя ведомства Петр Савчук на выставке China Fisheries & Seafood Expo в Циндао. Суда, которые будут построены под квоты, создадут безопасные условия для работы рыбаков, отметил замглавы федерального агентства.
Заботы рыбаков и верфей
Компании, заключившие договоры на доли квот, получили около полугода на то, чтобы предоставить в Росрыболовство копию договора на строительство судов, а также график реализации проекта. Затем им предстоит отчитываться перед Минпромторгом о воплощении проекта. Правительство уже определило правила такой проверки.
При подготовке подзаконной базы по крабовым квотам одним из ключевых вопросов оказался принцип «где ловим – там и строим». За то, чтобы суда под освоение краба на Дальнем Востоке строились на верфях региона, активно выступал вице-премьер – полпред президента Юрий Трутнев.
«Крабы добываются здесь, и строительство судов на дальневосточных верфях должно давать работу людям, которые здесь живут, здесь работают», – заявлял зампред правительства – полномочный представитель президента.
Пока готовилась подзаконная база, в СМИ вышла целая серия публикаций о том, как судостроители региона рассчитывают на заказы флота для добычи крабов.
Росрыболовство озвучивало и вариант со строительством на дальневосточных верфях половины судов. В поддержку такой идеи выступало руководство «Русской рыбопромышленной компании» (РРПК).
В итоге правительство предусмотрело приоритет для заводов ДФО, но в более мягкой, чем предполагалось изначально, формулировке. Победители аукциона по дальневосточным лотам должны сначала проработать возможность строительства судна на верфях региона. Чтобы обратиться к судостроителям в западной части страны, компании потребуется заключение о нецелесообразности или невозможности постройки краболова на Дальнем Востоке. Это требование распространяется на тех, кто выиграл квоты вылова в Дальневосточном бассейне и заложил киль уже после заключения договора.
Насколько верфи Дальнего Востока готовы выполнить заказы от рыбаков? Власти обсуждают этот вопрос на разного рода совещаниях уже много лет. Новый виток обсуждений начался, когда были введены инвестиционные квоты вылова. Замотивировать решили с помощью повышающего коэффициента для расчета долей квот. Однако ожидаемого эффекта достичь не удалось: компании заказали суда в западной части России.
Теперь надежда возлагается на добытчиков краба. Оценить, насколько верфи готовы к работе, решили сенаторы. Первый зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин и его коллега по парламенту Елена Грешнякова побывали на заводах Приморья и Хабаровского края. «Цель наша не какая-то инспекционная, а просто разобраться в состоянии дел», – прокомментировал Сергей Митин.
Совещание, проходившее на Находкинском судоремонтном заводе, в общем-то, показало основные сложности, которые волнуют судостроителей. Это серийность заказов, тарифы на электроэнергию, финансовое сопровождение проектов. Не снизился и накал кадрового вопроса: верфи привлекают людей из западных регионов. Но, во-первых, там развивают свои производственные мощности, а значит, и уезжать специалистам через какое-то время не понадобится. Во-вторых, такая трудовая миграция требует дополнительных расходов. Сотрудники едут, если им пообещать более высокую зарплату, обеспечить их жильем и питанием, рассказал гендиректор НСРЗ Николай Болгар. Но это в итоге отражается на себестоимости продукции судостроителей. А от цены напрямую зависит привлечение клиентов.
Говорили и о субсидиях. Президент Владимир Путин уже поддержал предложение вице-премьеров Алексея Гордеева и Юрия Трутнева о субсидировании затрат на приобретение краболовных судов, построенных в ДФО.
На то, чтобы реализовать проект по строительству судна, победителям отводится не больше пяти лет со дня заключения договора (причем в этот срок включается и время на регистрацию имущественных прав). Если компания не уложится в отведенный промежуток, она лишится права на вылов.
Между тем, беспокоятся рыбопромышленники, на процесс строительства влияет множество факторов: от погодных условий до санкций со стороны зарубежных государств. Рыбопромышленники, с которыми пообщался журналист Fishnews, считают, что последствия от аукционов еще впереди: как от брошенного в воду камня – круги будут идти еще долго. Тем не менее бизнесу приходится встраиваться в те условия, которые устанавливают власти. Уже примерно понятно, кто из победителей торгов где будет строить суда. Холдинг «Антей» еще до аукциона выразил намерение сотрудничать с Находкинским судоремонтным заводом – в сентябре с НСРЗ был подписан меморандум. «Сигма Марин Технолоджи» работает с «Восточной верфью»: 26 ноября на приморском предприятии прошла церемония закладки первого краболова; «Сигма» заявила о готовности построить здесь все четыре судна под крабовые квоты.
И рыбопромышленники, и судостроители уже указывали на жесткие правила по локализации, предусмотренные постановлением правительства РФ от 17 июля 2015 года № 719. Нормативная база такова, что требования постепенно будут ужесточаться. Учитывая ситуацию с производством оборудования и комплектующих в стране, смогут ли промысловые компании уложиться в эти рамки? Вопрос остается открытым.
Эдуард Климов, председатель совета директоров медиахолдинга Fishnews : Время покажет ошибочность аукционов
На мой взгляд, аукционы не достигли и не достигнут тех целей, о которых заявляли госорганы. Один из аргументов, который приводился и о котором впоследствии как бы забыли, гласил: в крабовом бизнесе нет конкуренции и аукцион обеспечит приход новых игроков. И все это приведет к развитию отрасли. Однако в результате торгов мы видим, что ни о каких новых игроках речи не идет, кроме одной компании, взявшей два лота.
Может быть, стоит уже признать: даже в непростых условиях рыбаки настолько успешно вели свой бизнес, что у власти появилось желание просто изъять из отрасли почти 140 млрд рублей? Почему в таком случае принято утверждать, что изъятые средства пойдут на развитие отрасли? Когда это изъятие оборотных средств приводило к развитию?
Механизм аукционов, без сомнения, способствует развитию не рыбопромышленной, а банковской системы. Судостроители отмечают: фактически при нынешней системе финансирования каждый пятый краболов из серии отходит банкам. Так быть не должно.
Мне кажется, когда говорили об эффекте аукционов для государства, произошла радикальная подмена понятий. Как-то осталось без внимания, что государство – это не чиновники, а именно рыбаки, которые зарабатывают для него деньги. И люди, которые обосновывали и продвигали аукционы, умолчали о реальных причинах. Все чиновники, депутаты, с которыми я общался неформально, опускали глаза и говорили: «Мы же все понимаем».
Думаю, крабовые аукционы совсем скоро будут признаны ошибочным шагом. Я уверен, что существуют более разумные механизмы повышения отдачи от отрасли. Ну, если ставить целью развитие, а не нечто иное.
Маргарита КРЮЧКОВА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Ноябрь 2019 г.