Георгий МАРТЫНОВ, Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья
Доли квот на вылов крабов-стригунов ангулятуса и красного не удалось реализовать на октябрьском аукционе: никто не подал заявки по этим лотам и торги по ним признали несостоявшимися. Если власти откажутся от выставления этих видов краба на повторный аукцион, государство со временем получит гораздо больше, чем одномоментные поступления в бюджет, считает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов:
– Еще когда крабовые торги только готовились, АРПП обращалась к органам государственной власти с призывом не выставлять на аукцион квоты добычи глубоководных крабов. Тогда отраслевые объединения очень много говорили о негативных последствиях изменения принципов доступа к ресурсу, но в случае с глубоководными крабами добавляются и другие риски. Очень уж это специфические объекты промысла.
Тем не менее квоты вылова краба-стригуна красного в подзоне Приморье, Западно-Сахалинской подзоне, стригуна ангулятуса в Восточно-Сахалинской, Северо-Охотоморской подзонах попали в общий список. Начальная цена лотов, по нашим расчетам, была завышена.
Ни одной заявки на участие в аукционе по стригунам красному и ангулятусу так и не поступило. Этому есть целый ряд причин: и уже упомянутая завышенная стартовая цена, и сама специфика добычи и сбыта глубоководных крабов. Работа на больших глубинах требует особого оснащения судна – более мощного и энергоемкого промыслового оборудования, более износоустойчивого и дорого промвооружения. Рынок сбыта глубоководных крабов из-за устаревших требований по содержанию мышьяка до сих пор ограничен. Промысел этих объектов менее рентабельный, чем добыча шельфовых крабов.
При этом для работы на больших глубинах требуются особый опыт, специалисты. И в России есть компании, которые не побоялись взяться за новые промыслы и путем длительных финансовых вложений и серьезных усилий добились успехов в этом направлении. Уверены: нужно дать этим предприятиям возможность развиваться далее.
При таком уровне начальных цен и при необходимости построить судно, за те 15 лет, на которые выделяются квоты, компании просто не смогут окупить свои вложения – на это потребуется гораздо больше времени. Это лишает смысла участие рыбаков в аукционах.
Возможность того, что доли квот добычи глубоководных крабов будут реализованы на повторных торгах даже со снижением стартовой цены на 10%, крайне ничтожна.
Считаем, что нужно исключить глубоководных крабов из списка объектов для выделения аукционных квот. АРПП направила по этому поводу обращения заместителю министра сельского хозяйства – руководителю Росрыболовства Илье Шестакову, председателю комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимиру Кашину.
Беспокойство вызывает и информация о том, что объемы под квоты добычи глубоководных крабов в инвестиционных целях на 2020 год могут зарезервировать даже несмотря на то, что торги по этим лотам не состоялись. На наш взгляд, правовая база не предусматривает оснований для такого решения и оно будет ошибочным: предприятия просто лишатся возможности освоить ресурс.
Отсутствие ясности с сырьевым обеспечением мешает компаниям развивать глубоководные промыслы водных биоресурсов в целом: ведь за счет крабового бизнеса предприятия имеют возможность вкладываться в добычу других объектов на больших глубинах – тех же рыб. Между тем на федеральном уровне программа «Глубоководный пояс дальневосточных морей» заявлена как приоритет. Научные исследования и работа рыбаков в этой сфере открывают новые возможности перед отраслью. И от нынешнего решения зависит, будет ли наша промышленность осваивать большие глубины.
Дата публикации: 05.12.2019
Источник: http://fishnews.ru