Сохраняющиеся ограничения для поставок российской рыбы в КНР привели к критической загрузке холодильных мощностей на Дальнем Востоке, а начало лососевой путины только усугубит ситуацию. Чтобы решить проблему, Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) просит Россельхознадзор облегчить оформление документов для экспорта рыбы, что позволит в том числе упростить поставки на другие рынки. Сейчас согласование поставок занимает до трех недель.
Президент АДМ Алексей Буглак попросил замруководителя Россельхознадзора Константина Савенкова упростить выдачу ветеринарных документов для экспорта рыбной продукции. Как отмечается в письме, оптимизация необходима из-за «критической загрузки» холодильных мощностей во Владивостоке и на Камчатке на фоне сохраняющихся ограничений на поставки рыбы в КНР. А в ближайшее время из-за начавшейся лососевой путины потребуются дополнительные мощности для хранения продукции, предупреждает господин Буглак. Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев уточняет, что в этом году российские рыбаки могут выловить 459 тыс. тонн тихоокеанских лососей — один из рекордных показателей за историю наблюдения.
Сейчас поставки на китайский рынок возможны только контейнерами с обязательной перевалкой в порте Пусан в Южной Корее или Владивостоке. Из-за этого расходы грузоотправителей увеличились на $150–200 за тонну, в том числе на контейнеризацию грузов, хранение, фрахт, рассказывает господин Буглак. Возросшие логистические траты — это 10–15% от текущей рыночной стоимости минтая.
В АДМ уверены, что упрощение выдачи ветеринарных документов снизит финансовые издержки рыбаков, так как сейчас процедура оформления продукции занимает от 16 до 22 дней.
В частности, АДМ просит при согласовании формы и порядка выдачи трехсторонних транзитных сертификатов предусмотреть возможность изменения или уточнения получателя в КНР уже после прибытия продукции в Пусан. Покупатель продукции часто неизвестен при оформлении сертификата, поясняют в АДМ. Там также предлагают разработать регламент оформления сертификата здоровья на транзитную продукцию, следующую через порт Пусан в Индонезию, Вьетнам и Таиланд. Сегодня экспорт рыбы в эти страны возможен только из Владивостока после ветеринарно-лабораторных исследований в аттестованных складах-холодильниках. Кроме того, российские экспортеры сталкиваются со сложностями при попытке возврата продукции, на упаковке которой обнаружены следы COVID-19. Китайская сторона не выдает российским импортерам официальных документов об отказе в оформлении грузов, и тем приходится оплачивать простой контейнеров, штрафы и пр. АДМ просит разработать временный регламент возврата продукции без подтверждающих документов от КНР.
В Россельхознадзоре заявили, что обращение рассматривается. Службе известно о новых требованиях стран-импортеров, которые вызывают сложности у рыбопромышленников, и Россельхознадзор планирует переговоры с Китаем и Южной Кореей для обсуждения условий поставок. Кроме того, служба ведет работу по расширению рынка сбыта российской рыбы: направлены запросы в страны Африки, Персидского залива, Латинской Америки. В Росрыболовстве также заявили, что проработают предложения АДМ.
Управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов добавляет, что задержка товарооборота существует и при поставке продукции на внутренний рынок.
По его словам, выгрузка транспортных судов в портах идет круглосуточно, а досмотр и проверка машин и трюмов Россельхознадзор ведет только в рабочее время, что грозит потерей качества продукции. Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев отмечает, что ситуация может стать стимулом для развития внутреннего рынка — ужесточением контроля за ввозом рыбной продукции в РФ по аналогии с действиями импортеров российской рыбы.