Развитие марикультурного бизнеса в Приморье под угрозой. Несколько недель назад на юге Приморья вооруженной спецгруппой был задержан и отконвоирован в Посьет катер, принадлежащий марикультурным предприятиям. Не прошло и недели, пограничники задерживают катер «Кортес», который также принадлежит морским фермерам. Причем этот катер следил за тем, чтобы на морские огороды не заходили незаконные сборщики трепанга.
Задержания катеров, которые не только охраняют участки, но и являются средствами производства, отражаются на хозяйственном цикле предприятий. Официальная причина задержания катера марифермеров в том, что сотрудники силового подразделения посчитали, что были нарушены правила погранрежима, утвержденные приказом ФСБ России от 7 августа 2017 г. № 454. Напомним, что согласно пункту 27 данного приказа, за два часа перед каждым выходом в море предприятию нужно письменно уведомить об этом погранотряд в поселке Посьет. В уведомлении должны содержаться сведения о капитане и количестве человек на борту. При замене капитана или изменении числа членов экипажа уведомление надо направлять повторно и ждать на берегу еще два часа.
Для марикультурного бизнеса не совсем понятен такой формальный подход со стороны пограничной службы по отношению к легальным пользователям, которые работают на своих участках на протяжении многих лет. Марикультурщики уверены, что единичными случаями дело не ограничится. Вероятность того, что это задержания и аресты катеров предприятий марикультуры примут массовый характер – очень высока. Ведь на большей части залива Петра Великого установлен пограничный режим, в том числе на акваториях, где находятся морские огороды.
Формально пограничники ссылаются на то, что есть нарушение часть 2 статьи 18.3 КоАП РФ («Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации». Наказание по этой статье предусматривает небольшой штраф для граждан – от 300 до 1000 руб., при этом накладывается арест на плавсредства сроком до трех месяцев, с перспективой дальнейшей конфискации. Но для бизнеса претензии контролирующего органа могут быть катастрофичны, так как пограничники показали, что теперь морские фермеры будут лишаться средств производства.
Ведь исходя из логики правоприменения отдельными должностными лицами пограничной службы теперь, чтобы задержать и арестовать катер марифермера, не нужно ждать какого-то грубого нарушения. Вышла лодка с двумя работниками, в ней один водолаз. Он нырнул, чтобы убрать звезду с участка, и плавсредство уже можно задерживать. Ведь человека на борту нет.
6 июля по инициативе Агентства по рыболовству Приморского края власть и бизнес пытались разобраться в проблеме. Но представители пограничного управления не появились на совещании, и проблема оказалась в подвешенном состоянии.
А ведь федеральный центр пытается создать в Приморье крупнейший в стране марикультурный кластер. Бизнес следует курсу государства, но просит пограничников и другие силовые ведомства защитить их акватории с выращенным урожаем от варварских набегов браконьеров. Появление спецгруппы в Хасанском районе – это ответ федерального центра на масштабный ННН-промысел, который не могут победить местные пограничники.
И вот теперь оказывается, что пограничники Посьета занимаются настолько своеобразной «профилактикой», что в разгар активного нелегального лова катера теряют не браконьеры, а морские фермеры, по просьбе которых пограничные органы должны были усилить охрану и снизить давление со стороны браконьерского промысла.
Можно было предположить, что руководство Посьетского погранотряда не знает о практике задержаний и весьма своеобразном правоприменении данного приказа. Но это не так, представители Дальневосточного союза предприятий марикультуры неоднократно встречались с руководством и ответственными за данное направление должностными лицами погранслужбы в Посьете, но результатов эти переговоры не принесли. Можно только предположить, как начальник Посьетского погранотряда отчитывается перед вышестоящим руководством! Что отвечает на риторический вопрос: «Сколько катеров браконьеров было задержано»? И как бы вписался совсем не риторический ответ: «Задержаны и арестованы катера с марифермерами, охранявшими свой урожай от браконьеров».
А ведь сейчас для пользователей РВУ самый разгар «полевых» работ на акваториях. Компании используют катера, боты, баржи, лодки для того, чтобы выставлять коллекторы для нереста гребешка, перебирать молодь в садках, чинить порядки, проводить плановые водолазные работы и охранять свои участки. Катер на воде – это как техника в поле, без ее использования урожая не будет.
Но теперь есть угроза, что каждый выход в море может привести к задержанию катера. Поэтому, не получив поддержки на местном уровне, марикультурный бизнес намерен добиваться решения этого вопроса на более высоком уровне. Соответствующее обращение от отраслевых общественных организаций уже передано начальнику Погрануправления ФСБ России по Приморскому краю Дмитрию Юдину. Кроме того, к решению проблемы марифермеры привлекли институты развития Дальнего Востока, федеральные органы исполнительной власти, бизнес-омбудсмена и региональное агентство по рыболовству.
Источник — https://konkurent.ru/article/40320