Выловить рыбу это только полдела, ее еще надо удачно реализовать. А это, как говориться, совсем другая история. Обычно вопрос реализации рыбопромышленные компании решают самостоятельно, ища заказчиков и заключая с ними контракты. Это требует массу времени, средств и нервов. Ситуация изменилась после того, как в Приморском крае появилась торговая площадка для торговли рыбной продукцией АО «Дальневосточный аукционный рыбный дом» где можно без посредников, реализовать свой товар, и 30 марта 2021г стартовали торги водными биоресурсами на АО «Санкт – Петербургская Международная Товарно – сырьевая Биржа». Глубоко символично, что первой партией на этих торгах стал приморский минтай. Насколько востребованы рыбные электронные площадки, как они помогают реализовать продукцию? В этих вопросах попытался разобраться корреспондент журнала «Окно в АТР».
ПРОЗРАЧНОСТЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Почти два года тому назад во Владивостоке было открыто представительство АО «Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой биржи « по ДВФО. Она была создана по указу Президента РФ Владимира Путина, в качестве учредителей выступили Роснефть, Газпром, РЖД, Татнефть, Зарубежнефть .АО «СПбМТСБ» в России по праву считают биржей №1, где в режиме реального времени торгуют реальным товаром. По результатам прошлого года биржа показала 4,5% ВВП России. Несмотря на негативные тенденции, сложившиеся в мировой экономике из-за пандемии, Санкт-Петербургская биржа намерена удержать высокие позиции.
— Преимущество торгов на нашей Бирже, это дополнительный канал приобретения и реализации ,прозрачность ценообразования, гарантированность поставки, минимизация антимонопольных регуляторных рисков и формирование репрезентативных биржевых индикаторов рыночной цены — пояснил начальник отдела маркетинга АО « Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой биржи» по ДВФО Д. Б. Пермяков. – Вся продукция, выставленная на нашу Биржу, стандартизируется по ГОСТУ или ТУ. Потенциальный покупатель получает всю исчерпывающую информацию о качестве продукции. Например, когда была выловлена, переработана рыба ,в общем стандартное описание биржевого товара. Благодаря АО «СПбМТСБ» сокращается цепочка посредников, участвующих в ценообразовании. Чем их меньше, тем стоимость продукции ниже.
— В ходе запуска торгов рыбой вице-президент АЩ «СПбМТСБ» Антон Карпов сказал, что в будущем на торги планируются вывести весь ассортимент рыбной продукции. Будет ли в нем марикультура?» —спросил я Дениса Борисовича.
— В любом товаре, в том числе марикультуре, есть свои нюансы, которые внимательно изучаются, анализируются, перед тем как выставить продукцию на торги. К сожалению предприятий, занимающиеся производством трепанга, гребешка, мидий, морских ежей и так далее, можно пока пересчитать по пальцам. Тем не менее, АО «СПбМТСБ» готова рассмотреть любые предложения, в том числе касающиеся продукции марикультуры.
ПЕРВЫЙ УЧАСТНИК ПЕРВЫХ ТОРГОВ
ООО «ВРТ» (Владивостокский рыбный терминал) Владивостокского морского рыбного порта стал первым участником первых торгов рыбой на Санкт – Петербургской Международной Товарно – сырьевой Бирже.
— Подготовка к первым биржевым торгам заняла несколько месяцев ,т.к. необходимо было совместно с коллегами АО «СПбМТСБ» подготовить регламентирующие документы ,многие из которых писались с чистого листа, согласовать в ЦБ РФ.- вспоминает заместитель генерального директора Владивостокского рыбного терминала Константин Ежов, — Решили попробовать, выставив 20 тонн минтая. Сделка получилась удачной, мы довольны результатами торгов. Спасибо всей команде СПбМТСБ, с которой мы вместе прошли этот путь. Намерены и дальше участвовать в торгах на этой площадке, для чего прорабатываем шаги в этом направлении. Зарегистрировавшись на бирже, учимся пользоваться ее механизмами и инструментами. Это интересное для нашей компании направление, которое мы намерены развивать. Возможно, после минтая выставим красную рыбу, путина которой сейчас идет на Дальнем Востоке.
— После отказа Китая импортировать российскую рыбу возникли серьезные проблемы по ее реализации.
Как решаете этот вопрос?
— Владивостокской морской рыбный порт является стивидорной организацией, основная задача которой перевалка. Торговля рыбопродукцией – это дополнение к основной деятельности, которое мы активно развиваем. Безусловно отказ Китая импортировать нашу рыбу, вызвал очень много проблем. Она до сих пор еще не вся вывезена, много хранится на складах. В отличие от экспорта, вопросов по реализации на внутреннем рынке не возникало. За исключением цены, которая вела себя нестабильно. Если говорить в целом, то по сравнению с прошлым годом цена на рыбу существенно ниже. Сейчас наступила путина красной рыбы, идет промысел кальмара, сардины, скумбрии — основные объекты промысла на Дальнем Востоке в этот период.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ТЕРМИНАЛ НА 47-ПРИЧАЛЕ
— Чем живет сегодня Владивостокский морской рыбный порт, по каким направлениям развивается?
— Рыбный порт Владивостока – это в первую очередь логистический центр, обеспечивающий связь между морским, железнодорожным и автомобильным транспортом. Наша задача как субъекта естественной монополии обеспечивать эту связь. В связи с изменением экономической ситуации вызванной пандемией, наш порт с конца прошлого года менять стратегию развития. Например, мы начали строить специализированный контейнерный терминал на 47-м причале под рефрижераторные контейнера на 450 розеток. Это даст возможность напрямую осуществлять погрузку с борта судна в контейнера с дальнейшей отправкой по России и на экспорт в любом направлении.
— Владивостокский морской рыбный порт интересен тем, что покупателю и продавцу, здесь могут предоставить весь комплекс логистических услуг — добавил начальник отдела маркетинга АО «СПбМТСБ» по ДВФО Д. Б. Пермяков. До ситуации, которая возникла с китайскими партнерами было удобно решать вопрос реализации. Всех это устраивало, в той или иной степени. Но когда эта отлаженная цепочка оборвалась, оказалось, что мы были не готовы к этому. Холодильных, перерабатывающих мощностей на берегу не хватает. Что этим вопросом надо заниматься не эпизодически, а постоянно, в рамках единой государственной стратегии. Корейцы создали в Пусане хаб по перевалке груза, где можно хранить 1,4 миллиона тонн рыбной продукции. На мой взгляд, давно настала пора создавать Дальневосточный, приморский хаб в рамках государственно-частного партнерства. Это будут свои, ни от кого независящие мощности. Надеяться на то, что рынок сам расставит все на свои места не приходится.
— Биржи должны быть, — сказал в заключении заместитель генерального директора Владивостокского рыбного терминала Константин Ежов. – На одних площадках идет развитие биржевых торгов, на других аукционных. Мы начали с СПбМТСБ. Старт, на мой взгляд, получился удачным.
Источник: http://www.oknovatr.ru/assets/uploads/numbers/6ej8-oknovatr-54-jule-sait.pdf