В этом году почти десять тысяч человек пополнят ряды студентов рыбохозяйственных вузов и колледжей страны – от Крыма до Камчатки. На Дальнем Востоке основной поставщик квалифицированных кадров для отрасли – Дальрыбвтуз.
Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов, проработавший бок о бок с рыбаками почти 40 лет, не понаслышке знает все о рыбацких профессиях, трудностях, с которыми сталкиваются специалисты в море и на берегу.
– Георгий Геннадьевич, многие подходят к выбору профессии прагматически, другие – идут по зову сердца. Как не ошибиться и верно выбрать курс?
– Принимая решение идти в отраслевой вуз или колледж, прежде всего надо любить море. Есть мудрая поговорка – «Хорошо море с берега». На деле – море сложное, коварное, затягивающее… Кто однажды решает стать моряком или рыбаком должен понимать – это выбор на всю жизнь. Бывает, конечно, кто-то отсеивается, но основной костяк остается. Понимаете, это состояние души, стиль жизни, даже если ты работаешь на берегу. Сказывается все – от судового распорядка – до той романтики, которая поселилась в твоей душе еще в молодые годы.
– Какие ответы может дать рыбная отрасль на такие вопросы? Какое направление посоветуете?
– Говоря о специальностях – главной нет, важны все. Единственное, если есть мотивация и амбиции дорасти до руководителя, то большим специалистом может стать человек, который управлял всем процессом в море – капитан, например, или капитан-директор плавбазы. В таком случае я рекомендовал бы выбирать «Судовождение». Со мной такое было. Я изначально поступил на механический факультет, но при зачислении попросил перевести меня на судоводительский.
Это не только престиж, высокая заработная плата, но и большая ответственность. От капитана зависит все – руководство судном, промысловые результаты, безопасность. Но еще раз повторюсь: на флоте нет побочных, второстепенных специальностей и должностей, даже у рядового состава.
Прежде всего стоит помнить – важны профессионалы высокого класса. Для этого и нужно получить профессию. Ты находишься в ограниченном пространстве, в нехарактерной для тебя среде, наша рыбалка проходит в северных широтах. Там не до купания и загорания – вокруг суровая действительность. Ты должен четко следовать расписанию, выполнять судовые тревоги. Экипаж необходим не только профессиональный, но и слаженный. От той подготовки – матросов, старпомов, боцманов, главного механика, электромеханика, капитана – зависит не только улов, но и жизнь каждого. При халатном отношении, или если вы неграмотный экипаж – может быть трагедия, есть такие личные примеры у меня. Море на замок в пять часов не закроешь – шторм никого спрашивает, он просто приходит.
– Несмотря на достаточно высокий уровень дохода и стабильность, можно ли говорить о том, что к сожалению, профессия потеряла престиж?
— Вроде бы мы делаем все правильно – принимаем, учим на бюджете, курсанты ходят в красивой форме, а дефицит кадров все-равно есть. Где прореха? Потом мы видим много наших специалистов под флагами других государств – на транспортных, наливных, рефрижераторных судах. Где им платят хорошие деньги. Вопрос, а не здесь ли проблема? Может быть зарплаты невысокие?
С другой стороны, а как им быть хорошими – отрасль закредитована, предприятия вынуждены участвовать в аукционах, инвестиционных квотах. Рыбаки тратят огромное ресурсы, а рыбалка дело такое – сегодня поймал много, завтра может быть ничего не поймал, а послезавтра закрылся район промысла.
Морская романтика — это хорошо, но важны материальные блага. Надо соблюдать баланс между обязательными, инвестиционными платежами и фондом заработной платы, который должен быть достойным. Рыбаки оставляют семьи на берегу, здоровье и силы — в море, без них растут дети, поэтому они должны жить в достатке. Этот вопрос, к сожалению, решен не конца. Если смотреть статистику по отраслям, то кажется зарплата достойной, но если разложить по полочкам, то к сожалению не все специальности, не все предприятия живут хорошо.
Престиж зависит от финансов. Рыбаки любят свою работу, знают ее досконально, не могут жить без моря. Но твои знания, которые накапливал с курсантских лет, опыт, полученный на плавательной практике, работа в рейсах – все это хорошо должно оплачиваться. Что еще важно? Социальная защищенность и хорошие условия труда. На нашем флоте, рыбацком, есть свои строгие стандарты, к примеру площадь и кубатура кают – для комфортных условий размещения. У нас достойные условия на судах – одни из самых лучших в мире, они построены под надзором нашего морского регистра. Вы зайдите на японские шхуны, краболовы, там два квадратных метра у капитана, каюта может быть еще меньше. Условия для жилья там непростые.
Нужны медицинские страховки не только для самих рыбаков, но и для членов семьи. Это может сделать только предприятие, имеющее хорошие финансовые результаты, грамотное руководство и, конечно, квалифицированных, профессиональных работников.
Надо понимать, что работа с кадрами — это тоже инвестиционная политика на долгие годы. От того, какие кадры мы воспитаем будет зависеть рыбная отрасль, имеющая стратегическую ценность.
– Многим нравится романтика моря и, конечно, рыба, но при этом есть желание работать на исключительно берегу. Какие варианты работы есть для прибрежных специалистов?
– Есть множество береговых специальностей – «Технолог», «Технологические машины и оборудование». Интересное направление – рыбная логистика.
Очень нужны рефмеханики – специалисты востребованы и в море, и на берегу. На рыбацком судне – это одна из ведущих профессий. Быть капитаном, штурманом – хорошо, ловить рыбу – прекрасно. Ловить рыбу грамотно еще лучше. Но все, что вы сделали, всем экипажем добыли, подняли на борт еще надо сохранить и обезопасить – заморозить рыбу как минимум до минус 18 °С. От работы рефмеханика по сохранению и поддержанию температуры зависит результат труда большой команды. Рыба должна прийти в целости и сохранности, на берегу весь улов тоже передается в холодильник, опять рефмеханику. Он следит за компрессорами, смотрит за уровнем аммиака или фриона, в зависимости от типа холодильников, потом опять идет передача в рефрижераторные контейнеры. За всем снова следят рефрижераторные механики, эта специальность очень важна.
На днях мы открыли очередной современный холодильный комплекс. На базе Владморрыбпорта. За последние два года наши портовики ввели в эксплуатацию холодильные мощности почти на 35 тысяч тонн единовременного хранения. Требуются специалисты для обслуживания.
Еще одно направление – «Эксплуатация водного транспорта». Это стивидоры, разгрузка, перегрузка, размещение рыбного груза – все это прекрасные береговые специальности.
– Среди членов Ассоциации более 30 предприятий. Расскажите куда можно трудоустроиться молодому специалисту, где пройти практику?
– Если посмотреть список предприятий – членов нашей Ассоциации – каждое из них разное по своей численности, объектам промысла, направлениям деятельности. Среди несомненных лидеров – «Антей». Группа компаний строит новый флот: одно судно – сдано, еще строят шесть единиц, добывают крабов, занимаются аквакультурой.
Доброфлот – одно из крупнейших предприятий, которое производит консервы, они нуждаются в полном спектре рыбацких услуг. Другое стабильное предприятие с «именем» – «Дальрыба». Еще одно старейшее рыбопромысловое и рыбоперерабатывающее предприятие на Дальнем Востоке – Преображенская база тралового флота. Владивостокский рыбный порт, Далькомхолод, Диомидовский рыбный порт – крупнейшие порты не только Дальнего Востока, но и всей России. Компания «Акватехнологии» занимается прибрежным рыболовством. В селе Каменка Приморского края работает более 300 человек.
Компания «Технологическое оборудование» – тоже член нашей Ассоциации. Это крупнейший на Дальнем Востоке проектировщик и производитель оборудования для переработки рыбы, икры и морепродуктов, поставщик холодильной и морозильной техники. Компания напрямую не занимается рыбалкой, но они обеспечили оборудованием не менее половины рыбоперерабатывающих заводов на Сахалине и Камчатке.
Кстати, если еще раз говорить об условиях труда. Когда еще только шла закладка судна для добычи краба «Русь» на судоверфи «Пелла» в Санкт-Петербурге, специалисты компании «Антей» обсуждали дизайн кают и кают-компаний. Меня это сильно удивило и порадовало. Сегодня мы видим строительство современной судовой инфраструктуры, соблюдение стандартов безопасности мореплавания, улучшения условий для работы и отдыха рыбаков.
Прогресс идет, возможно, в будущем будет изменен спектр рыбацких специальностей. Происходит автоматизация процессов, наверное, лучше, когда на вредном производстве людей заменяют машины, а обслуживать оборудование будут приглашаться квалицированные специалисты.
– Какие профессии лучше всего подойдут девушкам в сфере рыбопереработки и рыболовства?
– «Технолог», «Стандартизация и метрология», «Продукты питания животного происхождения», «Продукты питания растительного происхождения». Интенсивно набирает обороты «Аквакультура». Много девушек выбирают «Промышленное рыболовство», профессия не всегда предполагает присутствие в море. Можно успешно проектировать тралы или сооружения аквакультуры, находясь на берегу.
Целый пласт, важнейший для отрасли, – рыбохозяйственная наука. Здесь трудится многотысячный коллектив. На основе научных прогнозов формируется общедопустимый улов или принимается решение о прекращении промысла, все данные лягут в основу экономики рыбохозяйственного комплекса страны.
Важно воспитывать своих чиновников – организацией и контролем рыбалки должны заниматься профессионалы. От того, насколько мы сможем подготовить ребят, пропустить через морскую практику, насколько они поймут процесс, будет зависеть кадровый резерв госслужащих.
Хороший специалист работу всегда найдет. Не только в море. В квалифицированных кадрах нуждаются наши береговые организации, рыбоперерабатывающие предприятия, государственные структуры и ведомства, вузы и научно-исследовательские центры.