Президент АРПП Георгий Мартынов: второй этап инвестквот грозит банкротством небольших рыболовных компаний

Всемирный день рыболовства и предстоящий День рыбака – стали поводом для интервью президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгия Мартынова на радио «Комсомольская правда». В прямом эфире обсудили текущее состояние рыбопромышленного комплекса региона и перспективы его развития.

Ведущий: Рыбное хозяйство в Приморье – системообразующая отрасль и один из основных источников занятости населения. Если коротко охарактеризовать ситуацию, то, что сейчас происходит?

Георгий Мартынов: Ситуация в отрасли, можно сказать, революционная. Многие федеральные ведомства постоянно пытаются ее реформировать. Мы посчитали, что с 2004 года, когда был принят Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в него внесено уже 35 поправок. Фактически каждая поправка – новый федеральный закон. Поэтому постоянное реформирование не очень хорошо отражается на результатах. В последнее время мы предлагаем правительству наложить мораторий на введение новшеств в федеральный закон.

Ведущий: Георгий Геннадьевич, давайте начнем с того, какие проблемы есть сейчас в рыбной отрасли?

Георгий Мартынов: Ученые говорят, что могут прогнозировать только 5 % от тех, процессов, которые происходят в мировом океане. Рыбохозяйственная наука самый точный прогноз дает на год. От этого образуется общедопустимый улов. Именно от научных съемок и прогнозов зависит общедопустимый улов, на который могут рассчитывать рыбаки. Он должен происходить без ущерба для популяции той или иной рыбы. Наука может дать прогноз на 3 года, на 5 лет очень приблизительный. На 15 лет наука прогноз никогда не даст. Но сегодня нас пытаются убедить, в том, что необходимо именно на 15 лет ввести определенные инвестиционные процессы, которые зачастую принимаются без научных разработок. В этом у нас есть сомнения. Мы не против инвестиционной политики в отрасли – она должна быть, но она должна быть на основе научных прогнозов.

Ведущий: Речь идет о том, что будут инвестиционные вложения в развитие береговой переработки и строительство новых судов? И те, компании, готовые инвестировать в определенный объём по итогу получат определенные преференции, в том числе квоты на вылов?   

Георгий Мартынов: Немного по-другому. Несколько лет назад правительство внесло в Государственную Думу очередное изменение в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», которое заключалось в следующем. 20 % от общедопустимого улова минтая, сельди, на Севере – трески было выделено на инвестиционные квоты. Этот объем выделяется и проводятся торги посредством аукциона на понижение. Допустим торгуется 10 тысяч тонн минтая, под них надо построить современное судно, стоимостью примерно 100 млн долларов. Один участник предлагает все сделать за 10 тысяч тонн, другой – за 9 тысяч тонн.  Кто меньше предложил, тот и приступает к этому процессу. Компания под этот объем берет на себя инвестиционные обязательства. Это 15 % от общедопустимого улова. Остальные 5 % оставили на береговые заводы.

Ведущий: Если объяснить простыми словами, то это для чего делается, какая цель?

Георгий Мартынов: Развитие рыбной промышленности и модернизация отечественного судостроения. Это надо делать, несомненно. Мы до сих пор работаем на том флоте, который построен в СССР. Хочу обратить внимание, на то, что Советский Союз не строил крупнотоннажные суда на своей территории, за исключением города Николаева на Украине. Так, строили в Германии, Финляндии, Польше. На нашей территории строили только малотоннажные и среднетоннажные суда, поэтому у нас отсутствует опыт. Наши судостроительные верфи сначала взялись за проекты с энтузиазмом, а потом поняли насколько это технологически сложный процесс. Принято решение по береговым заводам, по строительству судов, это и называем первым этапом инвестиционных квот.

Дополню, что внесением изменений в Федеральный закон было принято решение о реализации 50 % всех крабовых квот. В соответствие с этим квоты выставлялись на аукцион, цена колебалась в среднем от 2 до 6 млрд рублей, плюс к этому необходимо построить судно-краболов. Это еще 2 млрд рублей.

Ведущий: К сожалению цены экспорта краба упали…

Георгий Мартынов: Самое главное – объём стал сокращаться. В подзоне Приморье он уменьшился в разы. Если этот объем будет снижаться, то популяция может исчезнуть.  Наука на определённом этапе нам скажет, что все – необходимо прекратить добычу. Может быть введен запрет на вылов краба. У нас такой прецедент был. В 2002 году мы закрывали подзону Приморье более, чем на 10 лет.  И что делать в этом случае с инвестиционной политикой? Мы не против этого. Но давайте проведем первый этап и оценим, сколько судов мы построили. У нас есть серьезные проблемы с судостроительными заводами. Что нам говорит наука? Как работают наши береговые предприятия, которые в условиях первого этапа мы уже создали, как отразится второй этап на малых предприятиях?

К примеру, есть у нас рыболовецкий колхоз «Приморец». Стабильное, среднее предприятие, которое является градообразующим. Было у них примерно 600 тонн краба. Из этих денег они инвестировали в развитии марикультуры, рыбалку, судоремонт, содержание поселка. 300 тонн у них забрали, сейчас заберут вторые 300 тонн, и поселок Подъяпольское фактически умрет. Мы выступаем за сохранение рабочих мест и предприятий.

Причем нас поддерживает в этом плане Совет Федерации, говоря о том, что необходимо провести итоги первого этапа. Более того, Генеральная прокуратура рекомендует подвести итоги по некоторым вопросам, с таким же предположением выступает Счетная палата. Но наш регулятор – Росрыболовство во главе с Министерством сельского хозяйства постоянно куда-то торопятся. Подготовленный проект Федерального закона, думаю, в скором времени Правительство внесет на рассмотрение в Государственную Думу.

Ведущий: Как сейчас рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия справляются с последствиями пандемии?

Георгий Мартынов: Действительно, пандемия внесла коррективы во все отрасли экономики. Что произошло в рыбном хозяйстве? Во-первых, китайские порты были закрыты для приема груза балком (навалом). В связи с тем, что наши китайские партнеры говорили, что на коробках с рыбой были найдены следы коронавируса. В целом на вылове это не сказалось. Зато сказалось на отгрузке и поставке рыбы по привычным нам каналам. Поэтому мы перешли на контейнерные перевозки. Надо отдать должное нашим береговым предприятиям – Владивостокскому морскому рыбному порту и АО Далькомхолод, которые научились грузить рыбу в контейнеры, обрабатывать и отправлять в Китай. Поэтому это сказалось на работе транспортно-рефрижераторного флота, но в целом, отрасль справилась с этими вызовами, все запланированные объемы вылова были освоены. Это еще раз показало, что нам надо развивать береговую инфраструктуру.

Ведущий: Особое внимание надо уделять холодильному оборудованию, которого у нас катастрофически не хватает.

Георгий Мартынов: Это так. Но давайте посмотрим, что происходит. Владивостоксий морской рыбный порт сдал холодильник на 7,5 тысяч тонн, АО Далькомхолод и в целом группа компаний «Акваресурсы» в сухом порту в Артеме выстроили самый современный холодильник на 7,5 тысяч тонн и второй во Владивостоке на 7,5 тысяч тонн. В Приморском крае мы количество холодильных мощностей только наращиваем.

Но есть другой пример. Молодая организация – Диомидовский рыбный порт. Они ввели новый холодильник на 10 тысяч тонн, но поняв специфику этого бизнеса, у руководства есть определенная тревога.  Взять минтаевую путину. В основном все поставляется в КНР, минуя фактически наши холодильники. Обычно как все происходит: судно заходит, в течение трех часов оформляется и уходит в сопредельные государства. Наши холодильники остаются пустыми. Только в пиковые нагрузки лососевой путины, красной путины, эти холодильники используются и набирают 100 процентную нагрузку. Эти проблемы надо решать, с точки зрения интересов рыбаков и владельцев холодильных мощностей.

Ведущий: Как отразилось на отрасли закрытие границ и портов?

Георгий Мартынов: Во-первых, отразилось на судоремонте. Мы уже с вами говорили, что весь флот, на котором мы работаем, был построен не в России, поэтому все запасные части иностранные. Есть страны, которые отказываются принимать наши суда, на ремонте это сказывается. По реализации продукции тоже есть проблемы. Опять же, почему мы выступаем за подведение первого этапа инвестиционных квот? Учитывая работу в довольно сложных мировых условиях, если продукция не будет приниматься традиционными странами, то какую инвестиционную деятельность можно вести? Потому что с учетом аукционов и инвестиционной стоимости, российский рынок не сможет купить такие объемы, по таким ценам.

Ведущий: Если говорить о внутреннем рынке, есть ли у нас культура потребления рыбы или мы больше мясоеды? Возможна ли ситуация, что рыбная продукция станет комфортной по стоимости?

Георгий Мартынов: Это вопрос не к рыбакам, а к правительству. Либо рыбная отрасль инвестиционная – отчисляет налоги, строит новый флот, платит за водные биологические ресурсы, несет серьезные инвестиции. Только в результате первого этапа инвестиционных квот отрасль закредитована на 460 млрд рублей. Естественно, рыба не подешевеет, она подорожает. Давайте вспомним советские времена. Вторник и четверг были рыбные дни. Но в то время рыба была дотационная и стоила копейки. Когда она приобрела истинную стоимость все начали возмущаться. Если государство поменяет свою политику и поставит перед нами задачу – поставлять рыбу на внутренний рынок, то рыбаки это сделают. Мы можем обеспечить рыбой армию, флот, детские учреждения, больницы и на внутренний рынок поставить около 700 тысяч тонн, учитывая, что общероссийский вылов водных биоресурсов около пяти миллионов тонн в год. Это работа для наших портов, автомобильного и железнодорожного транспорта. Рыба закупается государством из первых рук, это будет государственный заказ, но такого пока не произошло. Поэтому если будет поставлена задача, то мы будем поставлять на внутренний рынок. Это мнение должно культивироваться и прийти к общему знаменателю.

Ведущий: Если говорить коротко, то вы сами развивайтесь, сами вкладывайте, а мы потом вам дадим? Такие условия?

Георгий Мартынов: Рыба – федеральный ресурс. Мы четко понимаем, что государство вправе выставлять такие требование, какие считает нужным. Сейчас государство видит развитие отрасли через инвестквоты. Мы вам даем квоты на 15 лет, а вы стройте суда. Но возвращаясь к науке становится очевидным – точные прогнозы на 15 лет не даст ни один мировой институт. Но нельзя сказать, что государство не помогает. Те краболовы, которые строятся на приморских верфях, будут хорошо дотированы.

Ведущий: Вы сказали, что очень много завязано на науку, как сейчас обстоят дела со взаимодействием с научным сообществом?

Георгий Мартынов: Нельзя разделить рыбацкое и научное сообщества. Что в этом году говорит наука? Например, сейчас лососевая путина идет. Если отыграть время на 15-20 лет назад, то мы увидим, что лососевая путина была в таких объемах: 200-220 тысяч тонн, 320 – считалось невероятной цифрой. С 2008-2009 наши уловы начали переваливать за цифру 400 тысяч тонн, а после 2009 года за 500 тысяч тонн. В этом году будет на уровне 320-330 тысяч тонн. С одной стороны, это меньше, чем было в предыдущие годы, но вполне приличный объем, который позволит насытить внутренний рынок.

Ведущий: Кадровый вопрос сегодня актуален?

Георгий Мартынов: Кадровый вопрос актуален всегда. Вот вроде бы у нас много выпускников – технологов, судоводителей, рефмехаников. Дальрыбвтуз – это наша кузница кадров. Но не все наши выпускники доходят до отрасли. Есть много факторов. Хорошо, что вернули военную кафедру, это определённый стимул. Но есть вопросы к заработной плате. Те, ребята, которые ухолят на транспортный флот под иностранные флаги, работают там десятки лет, до пенсии. Там неплохие заработки. Мы, конечно, обсуждаем это с рыбаками. Но в тех условиях инвестиционной политики, когда рыбная отрасль является не дотируемой, а наоборот – донором, не всегда хватает денег на повышение заработной платы. Мы получаем все от хвоста. Какая будет рыбалка, такой будет и результат. Также не стоит забывать, что за последние несколько лет Приморский край покинуло около 20 процентов населения.

Завершился эфир поздравлением президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья:

– От всей души поздравляю всех жителей Приморского края, профессиональных рыбаков и рыбаков-любителей. Спасибо за ваш нелегкий труд!

Видео прямого эфира доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=wrZZctthFGs&t=5351s

Больше новостей в Telegram-канале Ассоциации