Рыбаков Дальнего Востока поддержала сенатор Российской Федерации Людмила Талабаева

Сенатор РФ, представитель от Законодательного Собрания Приморского края Людмила Талабаева с рабочей поездкой посетила рыбохозяйственные предприятия Охотского района (Хабаровский край).

На многочисленных встречах были озвучены проблемы, волнующие рыбаков, среди них – введение второго этапа инвестиционных квот, усиление мер поддержки градообразующих предприятий и необходимость обновления транспортно-рефрижераторного флота.

Вместе с председателем Хабаровского Крайрыбакколхозсоюза Ольгой Булковой и президентом Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгием Мартыновым сенатор побывала на рыбоперерабатывающем заводе «Востокинвест», рыбоперерабатывающем комплексе «Охотский» и Охотском судоремонтном заводе, вышла в море с рыбаками двух предприятий — Рыболовецкой артели «ИНЯ» и Рыболовецкого колхоза им. Ленина.

Не хуже, чем в Норвегии

Командировка в северные районы прошла по приглашению председателя Хабаровского Крайрыбакколхозсоюза Ольги Булковой. В это время года в Охотске — разгар лососевой путины. Даже в августе температура воздуха в этих местах редко поднимается выше 15 градусов – это труднодоступный край с суровым климатом, до краевого центра больше тысячи километров.

По мнению Людмилы Талабаевой, многие проблемы не видны из министерских кабинетов, поэтому перед принятием законов важно лично встретиться с представителями отрасли и увидеть специфику каждого региона:

— Мне хотелось посмотреть, как живут и работают люди на такой суровой земле, как на осколках ушедшей эпохи создают рабочие места, строят современные предприятия. Важно было увидеть, как они развиваются, как в тяжелейших условиях обеспечивается продовольственная безопасность нашей страны.

Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья, эксперт рыбной отрасли Георгий Мартынов подчеркнул общность интересов рыбаков Приморского и Хабаровского краев:

— У нас общие проблемы и инициативы, с которыми мы обращаемся к сенатору, и надеемся, что наши предложения найдут отражение в федеральных законах.

Руководитель приморской отраслевой Ассоциации также сделал акцент на важности личного посещения мест промысла и рыбопереработки, подчёркивая – на краю Дальнего Востока работают высокотехнологичные предприятия, оснащенные не хуже, чем в Норвегии:

— Чтобы лучше понять вопросы логистики и хранения, необходимо приехать и увидеть все своими глазами. Через несколько месяцев рыба, которая сегодня добывается и перерабатывается в Охотском районе окажется в портах Приморского края и на прилавках наших магазинов.

Голос хабаровских рыбаков

Председатель Хабаровского Крайрыбакколхозсоюза Ольга Булкова сообщила, что было принято решение остановиться на важнейших направлениях для рыбаков — вопросе второго этапа инвестиционных квот, сохранении льгот для градообразующих предприятий по оплате сборов за пользование водными биологическими ресурсами, отмены НДС при выполнении работ по обслуживанию и ремонту судов рыбопромыслового флота, обновлении транспортно-рефрижераторного флота.

— Рыбаки Хабаровского края не смогли принять участие в первом этапе инвестквот и лишились 20 % квот. Для нас оказалось невозможным выполнение всех условий аукциона, которые выделяются в паре на сельдь и минтай — доставка минтая ограничена отсутствием зимней навигации и возможностью доставки уловов из восьми промысловых подзон на рыбопереработку, — рассказывает Ольга Булкова.

Второй этап инвестквот грозит еще большими потерями для местных рыбаков – изъятием еще 24 % квот сельди, часть предприятий лишится крабовых квот. Совокупность негативных факторов повлияет на отток людей из стратегических районов страны, оставит местное население без социальной поддержки, которую обеспечивают рыбохозяйственные предприятия:

— Рыбаки вкладывают в благоустройство своих поселков, строят новые социальные объекты и улучшают жизнь людей, — сообщила Председатель Хабаровского Крайрыбакколхозсоюза. — При этом продолжается обсуждение законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс в порядок оплаты сборов за водные биоресурсы, есть высокий риск увеличения сборов с 15 % до 100 % для градообразующих предприятий, что сделает невозможным поддерживать социальную сферу прибрежных поселений.

При посещении Охотского судоремонтного завода специалисты отметили низкую рентабельность судоремонта в стране и пришли к выводу – снижение налоговой нагрузки позволит предприятиям повысить свою конкурентоспособность, модернизировать оборудование и доки.

Взгляд из Приморья

Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья, представляющий интересы регионального рыбного бизнеса, дал свою оценку:

— Второй этап инвестиционных квот может оставить без работы фактически все прибрежные предприятия. Взять Охотский район Хабаровского края. Здесь почти столетие ведется уникальный промысел нерестовой сельди. У местных рыбаков уже забрали 20 %, планируется еще 24 %. Закон работает таким образом, что квоты выделяются сдвоенные – на минтай и сельдь. Но, не ловят здесь минтай – есть свои климатические и природные особенности. Приняв сегодня этот закон, можно погубить промысел нерестовой сельди. Это значит, что несколько сотен человек, которые живут на исконно-русских землях, образованных в 1647 году, останутся без работы.

О ситуации с крабом. Осталось всего два предприятия. У одного всего шесть тонн, у другого 100 тонн. Краб довольно маржинальный объект добычи, который позволял приобретать современное оборудование, инвестировать во внутреннюю модернизацию, забрав оставшиеся квоты у этих двух предприятий — значит лишить их будущего.

Руководитель Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья еще раз акцентировал, что рыбаки выступают за конструктив, с учетом того, что есть необходимость обновления транспортно-рефрижераторного флота:

— Мы против спешного подхода, — продолжает Георгий Мартынов, — надо подвести итоги. По факту построено не больше 10 % от того, что планировалось. Есть проблемы у заводов, причины разные: технологическая неподготовленность, отсутствие опыта у российских специалистов по строительству крупнотоннажного рыбопромыслового флота, сложная ситуация в мире, санкционное давление. Мы не производим главные двигатели, пропульсивные установки, навигационные системы, поисковое и технологическое оборудование для судов. Мы сегодня способны сделать собственными силами только корпус судна, вся начинка – импортная. Давайте поставим задачу – создать полностью российское рыболовные судно, после можно приступить ко второму этапу.

Для Владивостока, как и для Охотска – это очень важно.  Мы являемся логистическим центром распределения рыбопродукции не только внутри России, но и в целом по АТР, но транспортно-рефрижераторный флот у нас очень старый. В 80-е годы я работал в управлении, оно называлось «Востокрыбхолодфлот», это был генеральный перевозчик рыбопродукции по всему Дальнему Востоку.  В те годы у нас насчитывалось более 110 крупнотоннажных судов. От них почти ничего не осталось.

Из Охотска – в Совет Федерации

Сенатор Российской Федерации Людмила Талабаева подводя итоги рабочей поездки сообщила:

— Всю полученную информацию и предложения я доведу до сведения комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и рабочей группы по мониторингу принятия нормативных правовых актов, предусмотренных федеральными законами в области рыболовства и аквакультуры. Мы сделаем все, для того, чтобы о проблемах рыбаков узнали, — подытожила Людмила Талабаева.

Больше новостей в Telegram-канале Ассоциации

За фотоматериалы благодарим Ирину Луцковскую