В Госдуму внесли законопроект, призванный защитить производителей судового комплектующего оборудования в условиях санкций. Предлагается прописать, что флот, строящийся в рамках программ квот под инвестиции, должен соответствовать требованиям к промышленной продукции, изготовленной в РФ.
Поправки внесла группа депутатов, сообщает корреспондент Fishnews. Это Анатолий Аксаков, Николай Бурляев, Юрий Григорьев, Михаил Делягин, Андрей Кузнецов, Олег Нилов, Геннадий Семигин, Федот Тумусов, Игорь Ананских, Валерий Гартунг, Дмитрий Гусев, Тимур Каноков, Яна Лантратова, Николай Новичков, Александр Терентьев, Александр Аксёненко.
В пояснительной записке отмечено, что в условиях масштабного санкционного давления на страну со стороны недружественных государств от зарубежных поставщиков и изготовителей СКО имеют место отказы в исполнении некоторых контрактных обязательств.
— В сложившихся обстоятельствах принципиально важным является купирование рисков при строительстве рыбопромысловых судов, связанных с поставками импортного судового оборудования, не имеющего аналогов в Российской Федерации, — отмечают авторы поправок.
Они напоминают, что ФЗ «О рыболовстве…» предусматривает строительство на российских верфях рыболовных и краболовных судов в рамках квот под инвестиции. Однако положений о необходимости соответствия такого флота требованиям, подтверждающим их производство на территории Российской Федерации, определяемым правительством, закон не содержит.
Это привело к применению различных подходов при разработке и принятии подзаконных актов, обращают внимание депутаты. Так, требования к рыбопромысловым судам определены постановлением правительства от 25 мая 2017 г. № 633, а к краболовам — постановлением правительства от 28 августа 2019 г. № 1112. Оно, в свою очередь, ссылается на постановление правительства от 17 июля 2015 г. № 719, содержащее перечень операций и оборудования, необходимых для признания продукции произведенной в России, и предусматривающее использование балльной системы.
В соответствии с утвержденными правилами выделения субсидий на разработку судового комплектующего оборудования Минпромторг в конце октября выделил на поддержку производителей СКО для рыбацких судов 18,4 млрд рублей, говорится в пояснительной записке. По информации авторов поправок, в конце прошлого года министерство по результатам конкурса заключило соглашения по реализации 66 комплексных проектов с 36 компаниями — получателями субсидий.
— В этой связи остро стоит вопрос о необходимости принятия мер по защите отечественных производителей СКО, серийное производство которого планируется обеспечить, — резюмируют депутаты.
Предлагается внести поправки в часть 1 статьи 29.3 и часть 4 статьи 29.4 закона «О рыболовстве…» — по рыболовному и краболовному «инвестиционному» флоту соответственно. Согласно изменениям, построенные под квоты суда должны соответствовать определяемым правительством требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях отнесения ее к продукции, произведенной на территории РФ.
Еще одно изменение касается части 2 статьи 33.8 — об обязательствах сторон по договору о закреплении и предоставлении доли квоты крабов в инвестиционных целях. Согласно законопроекту, требования к объектам, которые обязуются построить краболовы, в целях подтверждения строительства на территории РФ устанавливается правительством.
Ожидается, что принятие законопроекта позволит обеспечить эффективность мер по защите отечественных производителей судового комплектующего оборудования в условиях масштабного санкционного давления на Россию со стороны недружественных государств от зарубежных поставщиков и изготовителей СКО.
При этом авторы законопроекта не уточняют, почему недостаточно нынешних требований по локализации. Кроме того, в марте глава правительства Михаил Мишустин в ходе отчета в Госдуме признал, что не все виды судового оборудования пока можно заместить товарами российского производства.