В комитете Госдумы по аграрным вопросам рассмотрели проект поправок в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». На состоявшемся 25 августа сего года в Комитете по аграрным вопросам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации под председательством академика ВАСХН, д.с.х.н., профессора В.И. Кашина прошло совещание по подготовке к рассмотрению проекта федерального закона № 173016-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Данный законопроект внесён Правительством Российской Федерации по инициативе Минсельхоза, Росрыболовства и лоббистов крупного рыбного бизнеса, входящего в РРПК и АСРФ. Именно с принятием этих поправок будет введен так называемый «второй этап инвестквот» и очередные аукционы по крабу. Другими словами пройдёт очередной передел рыбных не менее 500 тыс. т и крабовых ресурсов не менее 40 тыс. т между пользователями.
Лишатся ресурсов малые и средние предприятия. Приобретут их крупные рыбные компании. Как результат потеря рабочих мест и сокращение поступления финансовых средств в бюджеты регионов.
Срочный созыв такого совещания в Государственной Думе, да ещё и в «мертвый», отпускной сезон депутатов, вызван, по моему мнению, тем мощным протестным движением рыбацкого сообщества и приморскими регионами Дальнего Востока и Севера против упомянутого законопроекта.
Только за последний месяц на имя Президента страны В.В. Путина и Председателя Госдумы В. В. Володина поступило около 150 открытых обращений от рыбаков и 5 записок от губернаторов приморских регионов против законопроекта по «второму этапу инвестквот» и аукционов по крабу.
Естественно инициаторы и вовлечённые в это федеральные чиновники решили срочно «выпустить протестный пар» и успокоить рыбаков, регионы, что всё будет осуществлено в соответствии с регламентом Госдумы и с учетом мнения рыбацкого сообщества и местных региональных властей.
И именно для этого будут организованы, но только после принятия законопроекта в первом чтении, Парламентские слушания. На нем вот и выскажите все свои замечания и возражения. Прием стар, как сама депутатская жизнь. Так было и в прошлом при принятии законопоправок по внедрению «первого этапа инвестквот» и аукционов по 50% долей-квот краба в 2016 году. Парламентские слушания тогда провели, а законопроект приняли без учёта мнения рыбацкой общественности и приморских регионов. Эта же линия проводится и сейчас.
Наученные горьким прошлым опытом и, простите за резкость, плевательским отношениям к мнению рыбаков, регионов представители всех рыбацких объединений, участвующих в совещании, а это Камчатка, Магадан, Сахалин, Приморье, Хабаровск, Мурманск, Архангельск, ВАРПЭ, Росрыбколхозсоюз, ветераны отрасли высказались против внесённого законопроекта.
Ими было предложено в начале завершить « первый этап инвестквот», заслушать его результаты на основании анализа, который осуществляет в настоящее время Счётная палата Российской Федерации, и только после этого рассматривать законопроект по «второму этапу инвестквот» и аукционы по крабу.
В свою очередь представитель Счётной палаты РФ её аудитор по рыбной отрасли С. Мамедов информировал, что промежуточные результаты анализа «первого этапа инвестквот» ожидаются не ранее конца декабря 2022 года.
Другой точки зрения, а именно, что законопроект о «втором этапе инвестквот» надо рассматривать и принимать уже в осеннею сессию Госдумы высказали только Росрыболовство, АСРФ, РРПК и холдинг «НОРЭБО».
А какова позиция депутатов-членов Комитета по аграрным вопросам?
Она пока не совсем ясна, поскольку многих её члены отсутствовали на заседании. Тем не менее, не трудно предположить, что их позиция в условиях, когда законопроект поступил в Госдуму от имени Правительства РФ, они обязаны его рассмотреть в соответствии с Регламентом.
Могут организовать Парламентские слушания после принятия его в первом чтении, но могут провести и накануне первого чтения. Именно заручиться согласием на это от рыбацкого сообщества стремился, получит в ходе совещания, по моему мнению, её председатель В.И. Кашин. Однако рыбацкое сообщество отклонило такой подход и высказало, как упомянуто выше, свое предложение.
Оно логично и продиктовано практикой. Напомню, ещё раз это предложение:
— завершить «первый этап инвестквот»;
— осуществить анализ его социально-экономических последствий для рыбной отрасли и приморских регионов;
— только после осуществления вышеприведенных мероприятий вернутся к законодательным инициативам по дальнейшим шагам.
Впервые в современной России именно в рыбной отрасли так жестко обозначилось противостояние между чиновниками, лоббистами крупного рыбного бизнеса и представителями малого и среднего рыбного бизнеса.
По существу начата квотовая рыбная война (КРВ), пока словесная, холодная. Но…может перейти и в другую, мене приятную, фазу.
Не допустить этого, в данных условиях, может только Правительство Российской Федерации, отозвав законопроект для доработки его, или вмешательство Президента Российской Федерации.
Безусловно, есть ещё и надежда чиновников и лоббистов «уговорить» рыбацкую общественность отойти от своих уже заявленных позиций по законопроекту по «второму этапу инвестквот» и крабовым аукционам.
В этих условиях, всё будет зависеть от сохранения той выверенной, консолидированной позиции, которую рыбацкое сообщество и представители законодательной, исполнительной органов власти приморских регионов, представили в ходе прошедшего совещания в Комитете по аграрным вопросам Госдумы. Сумеют ли они быть едиными? Время покажет.