Как сообщили изданию «Далекая окраина» в пресс – службе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, проведена антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Федерального агентства по рыболовству, регулирующих деятельность аттестационных комиссий.
Так, в приказе Росрыболовства от 26.10.2020 № 559 «Об утверждении Порядка работы аттестационной комиссии Федерального агентства по рыболовству» выявлены коррупциогенные факторы.
В соответствии с указанным Порядком состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения. Однако понятие конфликта интересов не определено, отсылочные нормы к иным нормативным правовым актам, содержащим соответствующие положения, также отсутствуют. Это предоставляло возможность необоснованного установления исключений по усмотрению должностных лиц государственных органов.
Также указанным Порядком закреплено положение о том, что в случае отсутствия гражданского служащего в день проведения аттестации на служебном месте по уважительной причине, а также в случае неявки гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины или отказа от прохождения аттестации дата ее проведения переносится на более поздний срок. При этом не установлены конкретные случаи, при которых аттестационной комиссией отсутствие гражданского служащего на служебном месте будет признано «уважительной причиной». Кроме того, не определены пределы срока проведения аттестации, перенесенной по той или иной причине.
Коррупциогенные факторы выявлены также в приказе Росрыболовства от 11.09.2014 № 689 «Об утверждении Порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, находящейся в ведении Федерального агентства по рыболовству».
Так, согласно данному Порядку аттестационная комиссия может принять решение о переаттестации руководителя образовательной организации на основании представления ученого совета образовательной организации (иного коллегиального органа управления образовательной организации) в срок не позднее двух месяцев после предыдущей аттестации. Переаттестация проводится только один раз в течение 30 рабочих дней после принятия аттестационной комиссией решения о переаттестации. Вместе с тем условия и основания принятия решения об отстранении от работы и о переаттестации в отношении одного и того же руководителя образовательной организации не регламентированы.
В случае неявки на заседание аттестационной комиссии кандидат на должность руководителя, а также руководитель образовательной организации признается не прошедшим аттестацию. Кроме того, по заявлению руководителя образовательной организации, подлежащего аттестации, и при наличии уважительных причин по решению аттестационной комиссии аттестация переносится на более поздний срок. Вместе с тем порядок переноса аттестации кандидата на должность руководителя образовательной организации, равно как и возможность принятия решения о ее переносе, в Порядке не определена.
Согласно данному Порядку кандидаты на должность руководителя и руководители образовательных организаций приглашаются в отведенное помещение, где ответственный секретарь аттестационной комиссии выдает им перечень вопросов для тестовых испытаний. Продолжительность тестовых испытаний составляет 1 час. При этом порядком определено, что аттестационный тест должен содержать не менее 50 вопросов. Таким образом, при заранее фиксированном объеме времени продолжительности тестовых испытаний верхняя граница по количеству возможных вопросов аттестуемому не определена.
Отсутствие или неопределенность условий или оснований принятия решения, употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера, отсутствие порядка совершения государственными органами определенных действий, а также возможность выборочного изменения объема прав являются коррупциогенными факторами.
В этой связи Генеральной прокуратурой Российской Федерации руководителю Федерального агентства по рыболовству направлена информация об устранении коррупциогенных факторов, выявленных в нормативных правовых актах Росрыболовства. Информация рассмотрена и удовлетворена.
В настоящее время Федеральным агентством по рыболовству проводится работа по исключению из нормативных правовых актов выявленных коррупциогенных факторов.