Какие требования заложить к береговым комплексам, как быть с транспортными рефрижераторами в качестве объектов вложений в рамках второго этапа инвестквот и какие обязательства предусмотреть для победителей новых крабовых аукционов — эти вопросы стали ключевыми на рабочей группе в Совете Федерации.
Подготовку подзаконных актов для реализации второго этапа инвестквот и аукционов рассмотрели на рабочей группе Совета Федерации. В профильном комитете оптимистично оценивают темпы сдачи судов под квоты. Первый зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин заявил, что с прошлого заседания группы сдано два краболова — на Хабаровском судостроительном и Онежском судостроительно-судоремонтном заводах.
— Динамика очень хорошая прослеживается, — не преминул отметить сенатор.
О разработке подзаконных актов для запуска второго этапа доложил директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры (рыбоводства) Минсельхоза Евгений Кац. Три документа уже вышло. Это в том числе распоряжение правительства, утверждающее список водных биоресурсов для нового распределения инвестквот. Продолжается подготовка других подзаконных актов для второго этапа инвестквот и крабовых аукционов. Проекты были размещены для публичного обсуждения, сообщил представитель министерства.
В ведомстве обратили внимание, что продолжают собирать замечания по проектам и часть предложений учли. Так, из проекта обязательных характеристик объектов инвестиций, которые должны построить победители крабовых аукционов, исключили требование к наличию железнодорожных путей. В первоначальной версии такая привязка предусматривалась для инфраструктурных объектов в портах. Убрал федеральный разработчик и требование о близости к объектам инфраструктуры гидротехнических сооружений.
Одна из главных тем — какие требования предъявят к тем, кто решил вложиться в береговые производства. Когда еще разрабатывался законопроект о втором этапе инвестквот, предлагалось прямо в тексте закона увязать строительство береговых комплексов с обязательствами по постройке судов. В отраслевых объединениях увидели в такой сцепке попытку оттянуть часть квот на судовое направление. В итоге в законе дополнительных обязательств не появилось, но теперь обсуждения идут по подзаконной базе.
Береговые производства не могут работать без инфраструктуры, так что развитие территории обеспечивается в любом случае, эффект от создания таких предприятий — комплексный, оппонируют в Ассоциации добытчиков минтая. Увязка судов и заводов будет тормозить реализацию инвестпроектов и создавать дополнительные риски, в том числе для тех, кто решил вложиться в другие береговые объекты, заявил президент АДМ Алексей Буглак. Объем для объекта инвестиций «суда плюс флот» будет отнимать инвестквоту у других проектов, которые могли бы быть успешно реализованы, обратил внимание руководитель Ассоциации добытчиков минтая. Именно перерабатывающие предприятия — без обязательств по постройке флота — положительно зарекомендовали себя на первом этапе программы инвестквот.
Коллегу из АДМ поддержал президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Сергей Рябченко. Дела со строительством судов складываются непросто и непонятно, зачем усложнять положение инвесторов, сказал глава АПРОХК.
Изначально в качестве цели изменений законодательства называлось создание новой тресковой индустрии, обеспечение конкуренции с китайской рыбопереработкой, напомнил президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев. Для этого нужны крупные перерабатывающие комплексы. Однако вместо этого был использован китайский опыт 50-х годов — «создание домны в каждом дворе», считает руководитель объединения. На втором этапе надо не повторять таких ошибок и предусмотреть пять-семь крупных комплексов по переработке минтая и сельди.
— Большие, мощные рыбоперерабатывающие комплексы, которые могут стать становым хребтом конкурентной машины с Китаем, — подчеркнул президент ВАРПЭ.
На заседании рабочей группы была поднята и проблема оценки выполнения обязательств участниками берегового направления программы инвестквот. О том, что нужно внести ясность в этом вопросе, заявили и власти Камчатского края, и президент ВАРПЭ. В Минсельхозе сообщили, что разрабатывается соответствующий проект постановления.
Сергей Рябченко поднял вопрос о сохранении крабовых квот для малого и среднего бизнеса. Президент Ассоциации добытчиков краба Александр Дупляков напомнил о проблематике требований к локализации при строительстве флота: предприятия видят угрозу в невозможности выполнения критериев, которые согласно постановлению от 17 июля 2015 г. № 719 будут действовать с 1 июля 2023 г., — в Минпромторге России сообщили, что готовы проработать возможность послаблений.